Как увеличить степень везения в карьере | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как увеличить степень везения
в карьере

Что нужно для развития серендипного мышления

Автор: Кристиан Буш

Как увеличить степень везения в карьере
Фото: Noam Galai/Getty Images

читайте также

Хоббиты, гоблины и все-все-все: кому вы показываете свои видео

Алексей Каптерев,  Андрей Скворцов,  Наталья Журавлева

Запомните эту мысль

Бьюканан Ли

Как «зацепить» онлайнового клиента

Айзингерих Андреас,  Кречмер Тобиас

Как алгоритмы могут победить эпидемию коронавируса (и не только ее)

Антон Овчинников,  Дэвид Хардун,  Теос Евгениу

Соискателям, предпринимателям и руководителям, стремящимся к продвижению по карьерной лестнице, приходится действовать в условиях максимальной неопределенности. Чтобы добиваться успеха, им нужно быть готовыми к непредвиденному и получать положительный результат за счет умения увидеть и увязать между собой составляющие общей картины. Другими словами, им важно развивать интуитивную прозорливость, серендипность, — способность не упустить счастливый случай, незапланированное благоприятное стечение обстоятельств, в которых можно успешно реализовать принимаемые на перспективу решения.

Как культивировать «продуманное везение»? Попробуйте расставлять «крючки» и закладывать «мины». Эти две техники помогут в любой момент привлечь себе на помощь силу серендипности. Вот как их можно применять.

Расставляем «крючки»

«Крючки» нужны для того, чтобы обратить на себя внимание окружающих и выяснить, чем они могут быть интересны для вас. Сначала нужно определить запоминающиеся или цепляющие темы для разговора в парке или в Zoom. При знакомстве с новыми людьми предприниматель Оли Барретт из Лондона расставляет несколько «крючков», чтобы ухватить потенциальные пересечения. На вопрос: «Чем вы занимаетесь?» — он говорит примерно следующее: «Моя главная страсть — помогать людям налаживать контакты, сейчас я занят в образовательном секторе, в последнее время стал задумываться о философии, а моя настоящая любовь — игра на фортепиано». В этом ответе четыре «крючка»: увлечение (соединять людей), профессиональная принадлежность (образование), интерес (философия) и любимое занятие в свободное время (игра на фортепиано). Если бы он ответил просто: «Я работаю в области образования», — у собеседников практически не было бы возможности совместить это со своим опытом. Зато установив несколько «крючков», он с большей вероятностью создает ситуацию, в которой в ответ может прозвучать что-то вроде: «Какое совпадение! Я подумываю создать компанию, специализирующуюся на установлении контактов и связей. Давайте это обсудим!» Когда есть за что зацепиться, окружающим проще обнаружить и обозначить то, что перекликается с их жизнью или поиском, и появляется больше шансов случайно отыскать что-то ценное. Создать такие «крючки» будет проще, если изложить свою историю прямо, ответив на вопрос, что важно для нас и что мы можем дать этому человеку, что было бы для него полезным.

Можно дать возможность обозначить какие-то зацепки и окружающим. Один из приемов — по-другому задавать вопросы и быть готовым к неожиданным ответам. Представьте, что вы участвуете в (виртуальной) конференции и знакомитесь с новым человеком. Можно на автопилоте спросить: «Чем вы занимаетесь?» Обычно вы тем самым загоняете собеседника в угол. А можно выбрать более широкую формулировку, например: «А вы над чем работаете?» или «А что сейчас на повестке у вас?» Такие наводящие вопросы могут привести к неожиданным открытиям, потому что вы оставляете второй стороне возможность тоже обозначить одну или несколько потенциальных зацепок.

«Крючки» можно расставлять не только в частной беседе, но и на мероприятиях, даже если вы не докладчик — например, можно взять слово в ходе обсуждения вопросов из зала (Q&A) и обратиться к спикеру: «Спасибо за воодушевляющее выступление. Как человек, недавно проходивший на собственном опыте [такие-то этапы] и ставящий перед собой [такие-то задачи], я до глубины души проникся тем, что вы сказали [по такому-то вопросу]. Что бы вы посоветовали делать мне и тем, кто сегодня оказался в схожей ситуации?» Так вы всем присутствующим даете возможность оценить, насколько ваша история, жизнь и карьера перекликается с их историей, жизнью и карьерой. По моему опыту, в аудитории из пары сотен человек несколько участников обычно отреагируют на подобные слова и постараются вас разыскать: «Надо же! Я недавно столкнулся с такой же ситуацией».

Закладываем «мины»

Используя технологии и пространственный дизайн, чтобы обеспечивать соприкосновение с разными группами контактов, можно создавать целые контейнеры потенциальных возможностей — «мины» серендипности, как называет их Маттан Гриффель, предприниматель и внештатный преподаватель Колумбийского университета.

Одна из тактик — писать наудачу электронные письма интересующим вас людям. У меня есть несколько знакомых управленцев, которые это практикуют, и вы удивитесь, когда узнаете, насколько часто получатели этих непрошенных писем (например, руководитель, который намеревался расширять свою деятельность именно в том направлении, о котором говорится в электронном сообщении) на них отвечают, потому что обнаруживают общие интересы или причины для продолжения общения. Если не получается найти электронный адрес, можно попробовать написать в Twitter или использовать функцию InMail в сети LinkedIn (с ее помощью можно отправлять сообщения незнакомым пользователям). Во многих профессиональных сферах для налаживания связей очень полезно для начала обратиться к научным кругам. Контактные данные научных сотрудников часто указаны на сайте университета, они часто знакомы с ведущими представителями отрасли и не против представить друг другу нужных людей. Даже при наличии всей исходной информации, которую можно найти, набрав всего несколько символов на клавиатуре, мы не можем знать все о человеке, поэтому, когда вы закладываете такую «мину», вы создаете новые возможности. Эта почти безрисковая стратегия помогает расширить свою сеть контактов и подготовить почву для случайных счастливых находок. Даже если напрямую и сразу это ничего не даст, вы уже обозначили себя и теперь в поле зрения вашего собеседника (конечно, если он читает электронную почту!).

«Мины» серендипности можно закладывать и в организации. Один из традиционных способов — пригласить коллегу из другого подразделения или функционального направления на кофе или видеоконференцию. Руководители могут произвольно замыкать друг на друга разные звенья в коллективе, чтобы возник новый диалог и сотрудникам было легче справиться с разобщенностью, вызванной локдауном. Наши исследования показывают, что компании и инкубаторы разработали огромное количество подобных механизмов. К ним можно отнести итоговые совещания с разбором полетов (сотрудникам предлагается делиться идеями, которые не сработали и которые могут «пригодиться» в других контекстах). Где-то используют гибкую планировку пространства (например, размещают по соседству почтовые ячейки сотрудников из разных областей и функциональных направлений, чтобы создавать ситуации, когда они будут сталкиваться друг с другом). Все это будет обеспечивать возможности для счастливых случайных находок, особенно в условиях неопределенности.

Успех по наитию

Многие высшие руководители признают, что достичь их нынешнего положения им помог не только упорный труд и интеллект, но и некоторая доля везения. Тем не менее мы все можем прилагать гораздо больше усилий, чтобы создавать неожиданные возможности и находить точки соприкосновения с окружающими, которые могут быть полезны нам или которым можем быть полезны мы. Открытость к случайным непредвиденным находкам означает, что каждая ситуация в общении может стать началом нового пути — к обретению любви или дружбы, привлечению инвестора, развитию нового интересующего нас направления или получению новой работы.

Об авторе

Кристиан Буш (Dr. Christian Busch) — преподаватель, ведет программы лидерства, инноваций и предпринимательства в Нью-Йоркском университете (NYU) и Лондонской школе экономики (LSE). В NYU возглавляет программу глобальной экономики CGA (CGA Global Economy Program). Ранее в LSE был одним из директоров лаборатории инноваций и сотрудничества Innovation and Co-Creation Lab, является сооснователем Sandbox Network и Leaders on Purpose. Автор книги «The Serendipity Mindset: The Art and Science of Good Luck».