«Учиться — значит развивать умение отыскивать новые ходы в непривычных обстоятельствах» | Большие Идеи

・ Дело жизни
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Учиться — значит развивать умение отыскивать новые ходы в
непривычных обстоятельствах»

Интервью с профессором архитектуры, изобретателем и автором кубика Рубика Эрне Рубиком

Автор: Элисон Биард

«Учиться — значит развивать умение отыскивать новые ходы в непривычных обстоятельствах»
Фото: Pictoral Parade/Getty Image

читайте также

Три простых вопроса для принятия сложных решений

Джон Балдони

Что делать, если вы провалили собеседование

Марло Лайонс

Как убеждать начальников

Детерт Джеймс,  Сьюзен Эшфорд

«Так здесь принято»: как строить культуру по принципу общей ответственности

Дениз Ли Йон

Желая помочь студентам лучше понять трехмерную геометрию, профессор архитектуры придумал головоломку, которая, выйдя на глобальный рынок в 1980 году, поразила воображение нескольких поколений. Кубик Рубика стал одной из самых популярных игрушек в истории: на данный момент продано более 350 млн штук. Сегодня Эрне Рубик вместе со своей компанией занимается популяризацией и продвижением образования в сфере науки и искусства. Его первая книга «Cubed: The Puzzle of Us All» только что вышла из печати.

HBR: Кто вдохновлял вас, влиял на вашу карьеру?

Рубик: На меня влияют не столько люди, сколько поступки. Я восхищаюсь литературой, искусством, инженерным делом — процессом творения. Так что не могу назвать имена — зато могу назвать произведения. Надеюсь, что слава, если она у меня есть, вызвана не моей уникальностью, а кубиком и его особенностями.

Как стать хорошим учителем?

Делиться знаниями с учащимися, конечно, важно — но еще важнее раскрывать их способности и помогать им понять себя и свои возможности. Учиться — не значит накапливать информацию. Учиться — значит развивать умение отыскивать новые ходы в непривычных обстоятельствах.

Как вы придумали кубик Рубика?

Я люблю геометрию, конструирование, работу с 3D-объектами. Я искал способ объяснять трехмерные преобразования. Так и получился кубик. Мне не нравится слово «изобретать»: на самом деле я просто заметил решение, которое не увидели или не оценили другие. Человек может идти по дороге и видеть обычные камни — а вы можете заметить, что один из камней — алмаз, просто его истинный потенциал пока скрыт. Чтобы его выявить, требуется терпение.

Решив продавать кубик за рубежом, с какими препятствиями вы столкнулись?

Когда создаешь что-то, нужно доказать людям, что это имеет ценность. Поиск единомышленников требует времени и везения. У партнера должен быть опыт и готовность пробовать новое. Важна и сплоченность команды, чтобы все двигались в одном направлении. Первым производить кубик взялась очень маленькая венгерская компания. Но к нам сразу пришла популярность, и интерес к новинке стал расти даже в других странах, так что мы решили найти партнера по ту сторону железного занавеса. В итоге мы вышли на американского производителя игрушек и заключили с ним сделку. И тогда начался настоящий бум.

Впоследствии вы разрабатывали и другие головоломки. Как вам удавалось поддерживать в себе творческий дух и как вы решали, какие идеи стоит развивать?

Почти у всех в голове рождается множество замыслов. Полагаю, от других людей меня отличает чутье при оценке собственных идей: если я вижу в чем-то потенциал, то не отступаю, пока не отшлифую все до блеска. Хотя важнее всего, пожалуй, другое: я люблю свое дело. Без этого ничего не достичь.

Создав бестселлер, стремитесь ли вы повторить успех?

Я никогда не рассчитывал на такой успех и не ожидал его. А потом даже не думал о том, чтобы прыгнуть еще выше. Моя единственная цель — хорошо выполнять свою работу. О том, понравится ли людям результат, я не задумываюсь. Он должен нравится мне и отвечать моим намерениям — не более того. Кубик нашел мощнейший отклик у людей — возможно, потому, что показал им: можно успешно решать сложные задачи, полагаясь исключительно на собственные силы.

Интервью брала Элисон Биард