Что делать с сотрудником, который хочет стать любимчиком | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать с сотрудником, который хочет
стать любимчиком

Как дистанцироваться от тех, кто постоянно пытается угодить

Автор: Лиз Кислик

Что делать с сотрудником, который хочет стать любимчиком
Фото: CHRIS CLINTON/GETTY IMAGES

читайте также

Как научиться спорить с максимальной пользой

Шейн Сноу

Отсутствие власти развращает

Розабет Мосс Кантер

Как возразить на аргумент «мы это уже пробовали»

Джон Коттер

Девять тактик для эффективных переговоров на расстоянии

Милан Прилепок

Все руководители знают, что не стоит обзаводиться любимчиками: это может привести к недовольству и разногласиям внутри команды. Негативные последствия такого выбора могут коснуться даже счастливчика, попавшего в центр внимания начальника. И все же в команде всегда найдутся те, кто захочет попасть в ваш ближний круг и стать любимыми сотрудниками.

Такие действия, чем-то похожие на ухаживания, обычно спровоцированы страхом и часто представляют собой тщетную попытку защитить свой статус на работе. К сожалению, тратя все силы на то, чтобы вам угодить, и выполняя несущественные задачи, которые, как они надеются, помогут им укрепить отношения с вами лично, такие сотрудники часто пренебрегают своими прямыми обязанностями и портят отношения с коллегами. Вот четыре способа перенаправить их внимание обратно на работу.

Не «подкармливайте» их стремление нравиться вам. В силу того, что вы занимаете руководящую позицию, а они вас боятся, с такими подчиненными придется быть осторожнее, чем со всеми остальными. Я наблюдала за ситуациями, в которых люди были готовы есть, смотреть (ТВ или кино) и носить то, что нравилось начальнику, лишь бы вызывать у него чувство дружеской симпатии. Такой вид подхалимства может быть опасен, если начальник склонен выделять людей на основании сходства с собой и обращать на них больше внимания из-за якобы общих интересов. Одна моя клиентка получала большое удовлетворение от такого рода ухаживаний со стороны подчиненного несколькими уровнями ниже, и избавиться от этой привычки оказалось довольно сложно. Она осознала, во что ее втянули, лишь когда несколько топ-менеджеров открыто выразили свою обеспокоенность тем, как на нее влияет подчиненный. Только после этого она поняла, что пришла пора восстановить более беспристрастные отношения.

Постройте свое общение с сотрудником так, чтобы их особое внимание было сбалансировано вашей объективностью. Если вы устраиваете еженедельные встречи с подчиненными, следите, чтобы все получали одинаковое количество вашего времени (даже если тот, кто хочет стать любимчиком, просит больше), и убедитесь, что вы даете всем одинаково вежливую и в то же время справедливую обратную связь. Особенно важно полагаться на конкретные инструменты планирования и управления проектами, если вы работаете в среде, где каждый может зайти к вам на внеплановые совещания, и некоторые сотрудники претендуют на то, чтобы монополизировать ваше время.

В одной компании вице-президент и генеральный директор вместе работали над организацией бизнеса и большую часть рабочего дня проводили в мозговых штурмах и совместных обсуждениях. Вице-президент целенаправленно поддерживала генерального директора, чтобы получить особые привилегии и отвлечь его внимание от того факта, что периодически она срывала дедлайны и выходила за рамки бюджета проекта. Генеральному директору нравилось внимание вице-президента, но в конечном итоге просчеты подчиненной имели реальные последствия для бизнеса. Генеральный директор начал устанавливать конкретное время для встреч, вместо того чтобы просто проводить большую часть дня вместе. Также он обязал вице-президента соблюдать ключевые этапы в реализации задач и другие обязательства по проекту и выражал свое недовольство, когда что-то было упущено. Гендиректор продолжал формализовать и отчуждать отношения с вице-президентом, напряжение росло, она не справлялась с обязанностями и в какой-то момент покинула компанию. В результате у генерального директора появилось время на остальных сотрудников, умеющих лучше организовывать работу с проектами.

Помогите сотрудникам находить собственные решения. Заискивающие сотрудники бывают чрезмерно обеспокоены тем, что вы будете недовольны ими лично или их работой. Страх разочаровать может подавить даже компетентных и опытных людей. Одна руководительница высшего звена, с которой я работала, так боялась не соответствовать ожиданиям гендиректора, что часто отказывалась прямо высказывать свои суждения и предложения. Гендиректор, в свою очередь, устал от излишней осторожности со стороны подчиненной и необходимости все согласовывать. Мы поработали с гендиректором, чтобы прояснить требования к одному из проектов, и с подчиненной, чтобы дать генеральному директору набор опций с четко дифференцированными предложениями. Оценив его реакцию на разные сценарии, она смогла лучше понять, как он мыслит. Со временем эта женщина научилась увереннее формулировать подходящие предложения, и отношения между ней и ее начальником стали менее напряженными для обоих.

Отправляйте подчиненных работать с другими руководителями или проектными командами. Это снимет напряжение от нездоровой динамики в отношениях и увеличит результативность сотрудников за счет более эффективной работы с другими. Исследования показали, что заискивание перед начальником может негативно сказаться на самообладании. В своем стремлении угодить люди тратят такое количество энергии на наблюдение и взаимодействие с вами, что утрачивают свою способность общаться с другими, особенно в состоянии тревоги и стресса. Намеренно отвлекая их внимание от себя, вы поймете, способны ли они лучше общаться с коллегами.

Владелец одной компании принял на работу друга семьи, который, казалось, видел в нем единственный источник власти. Друг считал, что если владелец будет им доволен, ему не придется заботиться о том, как его воспринимают окружающие. Когда стало ясно, что по отношению к нему друг ведет себя льстиво и почтительно, зато со всеми остальными он высокомерен и неучтив, владелец согласился изменить структуру таким образом, чтобы друг подчинялся президенту компании. Мы с президентом разработали план действий, чтобы прояснить обязанности подчиненного и ожидаемые результаты. Даже после сокращения объема работ сотруднику было сложно соответствовать требованиям своей роли, и в конце концов он сам ушел из компании.

Всем будет лучше, если признание и уважение станут результатом профессионализма и рабочих достижений сотрудников, а не особых отношений с начальником. Внедрив перечисленные выше подходы, вы с гораздо большей вероятностью получите хороших и независимых подчиненных, которые будут приносить пользу вам и всей организации.

Об авторе. Лиз Кислик (Liz Kislik) — консультант, помогает компаниям, входящим в список Fortune 500, а также некоммерческим организациям и семейному бизнесу решать их самые сложные проблемы. Преподает в Нью-Йоркском университете и Университете Хофстра.