Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Операционное управление

Как приучить компании мыслить долгосрочно

30 июня 2015

Как приучить компании мыслить долгосрочно

В книге: «Fixing the Game: Bubbles, Crashes, and What Capitalism can Learn from the NFL» я писал о том, как принятая система вознаграждений топ-менеджеров настраивает на краткосрочное мышление и о негативных последствиях подобной политики. Но есть еще одна сопутствующая проблема, которая давно уже меня беспокоила. И вдруг ответ всплыл сам собой (забавно, как это иногда происходит в жизни). Решение не из простых, но когда меня это останавливало?

Проблема эта — присущая корпорациям установка на краткосрочную перспективу. Многие компании предоставляют заинтересованным лицам (среди которых все больше хедж-фондов и трейдеров) отчеты каждый квартал, а то и чаще, и потому их интересует немедленный результат. Они оглядываются на этих игроков с краткосрочным мышлением, беспокоятся, как бы контроль не перешел в руки краткосрочно-ориентированных акционеров, которые и вовсе положат конец долгосрочному развитию компании, а в итоге приходится на каждому шагу, руководствуясь «инстинктом корпоративного самосохранения» принимать сиюминутные решения. Печальный парадокс: в итоге до долгосрочных решений руки не дойдут никогда.

Для разрешения этой проблемы я сосредоточился на временной ценности капитала. Ценность капитала со всей очевидностью увязана со временем: если я одолжу вам доллар на неделю, вы получите больше пользы, чем от однодневного кредита. И за кредит на неделю вы заплатите больше процентов, чем за однодневный — возможно, даже всемеро больше.

Чтобы вложиться в долгосрочные программы производства, маркетинга и т. д., корпорациям нужен капитал, которым они вправе распоряжаться годами, а не днями. Капитал, который они получают ненадолго, менее ценен для компаний, чем тот, которым они могут распоряжаться в длительной перспективе. Инвестор, приобретающий акцию на десять лет, важнее дневного трейдера, который сегодня купил, а завтра продал.

Следовательно, компания должна ценить акционеров не только по размеру их долей, но и по лояльности. Огромный хедж-фонд, который скупает 2% акций, но держит их всего два дня, не столь полезен, как преданный инвестор, который купил долю процента, но зато на десять лет.

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

Поскольку ценность акционера прямо пропорциональна длительности его участия, нетрудно вычислить эту ценность и ввести систему голосования с учетом такой ценности (я отнюдь не перекраиваю таким образом основные экономические принципы: каждая акция соответствует равной доле в капитале компании, но вот право голоса нужно откорректировать). Количество голосов на акцию будет исчисляться с учетом срока, который эта акция находится в руках данного акционера. Итак, если человек приобретет одну акцию и сохранит ее на протяжении 10 лет, у него будет 3650 «голосов» — а у трейдера или арбитражера, который только что купил акцию и завтра продаст — всего один.

И при попытке захвата, когда рейдеры скупят, допустим, 30% акций в расчете быстро заработать, вынудив компанию на слияние, они не получат 30% голосов, а получат всего 3% или того меньше. Чтобы слияние состоялось, на него должны будут согласиться «ветераны». Если они увидят, что это в их интересах, пусть соглашаются — я вовсе не против слияний как таковых. Задача в том, чтобы слияния происходили только с одобрения надежных акционеров.

Это позволит руководству компании сосредоточиться на долгосрочных перспективах, не страшась внезапного натиска сиюминутных акционеров. И при этом возрастет власть ветеранов: если они будут недовольны, то расправятся с руководством компании покруче любых арбитражных судов.

Система голосования, выстроенная с учетом времени, наделит нас и более продуктивным взглядом на акционерную стоимость предприятий. В данный момент эта стоимость рассчитывается на акцию, исходя из ее текущей стоимости, то есть прибыль акционера исчисляется как разница между текущей стоимостью и новой, более высокой (дивиденды реинвестируются).

Читайте материал по теме: Как талант стал двигателем экономического роста

Отсюда вытекает проблема управления компаниями с переоцененными акциями. Допустим, цена акций возросла за три месяца с 50 долларов до 90 благодаря успеху ранних продаж нового продукта. Если ожидания начнут расти, словно пузырь, опережая любые реалистичные прогнозы, то руководство не сумеет ни направлять развитие, ни осуществлять инвестиции так, чтобы удовлетворить аппетит держателей акций по 90 долларов. Большие боссы начнут предпринимать рискованные шаги, что уменьшит ценность акций — хотя, как это ни парадоксально, эти поспешные решения возникают главным образом в попытке удержать стоимость акций.

Привязанная ко времени система голосования позволит рассчитать медианную стоимость акции с учетом как давних, так и новых держателей. Она (в нашем примере, допустим, 60 долларов) и будет задавать стоимость акции, на которую компания должна постараться выплатить дивиденды (скажем, 10%, то есть в нашем случае — 6 долларов). При таком понимании ценности акции и обязательств перед акционерами руководство не будет считать себя обязанным пускаться на рискованные авантюры, лишь бы обеспечить дивиденды человеку, который только что задорого купил последние акции. Менеджмент сосредоточится на задаче создавать долгосрочную ценность для тех, кто готов держаться за свои акции много лет — вот идеальное решение.

Читайте по теме:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ