Что делать с клиентами-вымогателями | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать
с клиентами-вымогателями

Если клиенту приходится долго плакаться, он начинает требовать больше, чем положено.

Автор: Виртц Йохен

Что делать с клиентами-вымогателями

читайте также

Творческая мысль на коротком поводке

Дай Рене,  Клиффорд Патриция,  Койн Кевин

Наши сильные качества могут сделать нас слабыми

Тони Шварц

Почему мы не умеем правильно спорить

Андрей Шаронов

История одного договора

Анна Натитник

Аксиома бизнеса гласит: клиент всегда прав. Однако, когда компания, особенно крупная, допустив ошибку, пытается ее исправить и как-то загладить свою вину перед раздосадованным клиентом, она может столкнуться с вымогательством. Я называю вымогателями или мошенниками людей, которые не прочь нажиться, видя, что компания пытается уладить с ними конфликтную ситуацию. В сфере услуг таких примеров пруд пруди.

Одной компании — поставщику коммунальных услуг клиент предъявил счет на $1000 за продукты, испортившиеся после двухминутного отключения электроэнергии. В другом случае клиент потребовал от турфирмы возместить ему полную стоимость тура только потому, что отпуск не оправдал его завышенных ожиданий. Или вот: управляющий отеля разбирается с гостем, настаивающим, чтобы ему дали пентхаус, тем самым компенсировав ошибку в бронировании, кстати сказать, незамедлительно исправленную.

Все завышенные требования в наших примерах были предъявлены крупным и средним фирмам. Вместе с Джанет Макколл-Кеннеди из Университета Квинсленда мы проанализировали около 500 клиентских жалоб. В них выдвигались как разумные, так и непомерные претензии. Интересно, что только в пяти случаях вымогатели «набрасывались» на небольшие фирмы, хотя в нашей выборке их было 40%.

Мы полагаем, что главная причина, по которой шантажисты выбирают своей жертвой более крупный бизнес, — им стыдно перед самими собой допекать маленькую фирму, которая и так едва сводит концы с концами.

Что же касается крупной компании, то о стыде речи нет: мошеннику легко убедить самого себя в том, что у богатой компании мало что убудет. И все же часто шантажисты осознают, что поступают непорядочно. Мы попросили 40 человек ответить, требовали ли вы когда-нибудь денежную или иную компенсацию, несоразмерную ущербу? 17 человек признались, что за последние полгода поступали так хотя бы раз.

И еще: шантажисты считают, что у крупной фирмы много денег и она легче уступит давлению. Точных данных о выплатах у нас нет, но мы знаем, что средние и крупные предприятия, как правило, идут навстречу вымогателям — лишь бы клиент остался доволен и снова воспользовался их услугами.

И все же крупная компания не должна оставаться беспомощной жертвой. При урегулировании размер компенсации можно уменьшить, если в конфликтной ситуации с самого начала проявить добросовестность. Большинство людей ответят тем же. Вот что поможет добиться взаимопонимания с жалобщиком: величина компенсации должна соответствовать ущербу, подачу жалобы нужно максимально упростить, а в разговоре проявить доброжелательность и внимание к проблеме.

И последнее: не тяните с предложением компенсации. Если клиенту приходится долго плакаться, он начинает требовать больше, чем положено.