No-code для всех: как использовать данные и ИИ без армии разработчиков | Большие Идеи

・ Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

No-code для всех: как использовать данные и ИИ без
армии разработчиков

Семь советов о внедрении no-code-решений для малого и среднего бизнеса

Автор: Джонатон Рейли

No-code для всех: как использовать данные и ИИ без армии разработчиков
Фото: William Andrew/Getty Images

читайте также

Уроки стойкости: как выжить, став сильнее, и что ответить на вопрос «Когда это кончится?»

«Вы подвергаете компанию повышенному риску»

Иван Бируля

Пациент полезного действия

Ирина Пешкова

Почему вашей компании нужен руководитель нового типа

Патрик Спеннер

Технологии часто развиваются по одной и той же схеме. Сначала ее использует небольшая группа ученых, затем к ним присоединяются инженеры, способные разобраться в технических сложностях и терминах, и наконец она становится настолько удобной для пользователя, что ей может пользоваться кто угодно.

Сейчас к этому последнему этапу подходит технология разработки ПО. Когда-то сложные текстовые команды DOS сменились удобными окнами Windows и Mac OS, а теперь на смену языкам программирования приходят новые no-code-платформы с простым интерфейсом. Их влияние может оказаться огромным. Раньше, чтобы создать приложение, нужно было нанимать команду разработчиков, а теперь любой человек с браузером может сам воплотить свою идею в жизнь. Иными словами, мощные технологии, которые раньше были доступны только крупным и обеспеченным компаниям, теперь могут себе позволить и фирмы меньшего размера.

Но еще важнее, что no-code-платформы позволяют внедрить искусственный интеллект, одну из самых революционных технологий этого поколения, не нанимая армию разработчиков и специалистов по данным с огромными зарплатами. Небольшие компании, у которых тоже может быть огромное количество данных, смогут использовать все преимущества ИИ — например, разработать новый клиентский опыт (как автономный автомобиль Tesla), увеличить выручку (как P&G, начавшая рассчитывать рекламные расходы на основе ИИ) или максимизировать эффективность (как цепь поставок Walmart).

Но малому бизнесу сложно даже понять, как и где можно внедрить эту новую технологию. Крупные компании уже разобрались, зачем им нужны данные. Однако они начинали с небольших задач, а не с гигантских мегапроектов — и малому бизнесу стоит поступать так же. Вот что следует учитывать.

1. Работайте с уже имеющимися данными. Из них часто можно извлечь больше пользы, чем кажется.

2. Выбирайте важные задачи, оптимизация которых приведет к росту.

3. Начните с того, что уже получилось у многих других — например, оптимизируйте воронку продаж или снизьте отток клиентов, чтобы ваша команда научилась применять ИИ к широкому набору случаев.

4. Если какой-то ИИ-проект не дает вам 10-кратной окупаемости, не стесняйтесь от него отказаться: хороших приложений хватает.

No-code-разработка помогает сотрудникам изобретать креативные способы использовать данные, чтобы улучшить или оптимизировать свою работу, а следовательно, и бизнес компании в целом.

Например, рассмотрим умную оценку лидов. Продажники собирают лиды из множества источников в интернете, из холодных звонков, онлайн-форм или визиток, которые люди оставляют на стенде компании на выставке. Но когда лидов становится несколько тысяч, приходится выбирать, с какими из них стоит работать дальше. Простая no-code-модель классификации может обнаружить паттерны в поведении пользователей, демографии или фирмографии, а затем отсортировать лиды по вероятности продаж. Многие крупные компании используют для таких задач ИИ.

Пользователь no-code-платформы может перетащить данные о продажах из электронной таблицы в окно программы, выбрать несколько опций в выпадающем меню и нажать на пару кнопок — и платформа сама построит модель и составит новые таблицы, лиды в которых будут сразу отсортированы от самых горячих к самым холодным. Так продажники смогут максимизировать выручку, сконцентрировавшись на клиентах с максимальной вероятностью покупки.

ИИ может принести пользу во всех подразделениях компании, а преимущество no-code-платформ заключается в том, что они не ограничены никакими узкими задачами. С их помощью можно, например, рассчитать требуемую частоту обслуживания станков и понять, какие из них близки к поломке, обнаружить первые признаки недовольства клиентов и снизить отток или решить проблему текучки сотрудников. ИИ может искать паттерны не только в цифрах, но и в тексте: анализировать записи или расшифровки разговоров в сочетании с данными об истории продаж и рекламы, чтобы компаниям было легче автоматизировать сложные процессы.

Для многих организаций работа с no-code-платформой сводится к поиску нужной задачи — и нужной платформы.

С чего начать

Хорошая no-code-платформа должна соответствовать трем главным критериям.

Во-первых, у нее должен быть простой интерфейс, в котором удобно загружать данные для обучения модели. Иными словами, платформа должна быть интегрирована с современными бизнес-инструментами (например, Salesforce и другими CRM-системами), а также с Excel или ее аналогами. Если нужные данные возникают сразу в нескольких местах, платформа должна уметь сама их объединять.

Кроме того, платформе необходимо автоматически классифицировать и форматировать данные для обучения модели при минимальном участии пользователя. Например, платформа должна правильно определять тип данных в колонках (категории, даты или числа), а пользователю останется только проверить эту оценку.

Во-вторых, платформа должна автоматизировать выбор и обучение модели. Раньше этим занимались специалисты: есть много подходов к машинному обучению, и каждый лучше всего работает с конкретным типом задач. В платформу следует встроить механизм поиска, чтобы она могла сама выбрать оптимальную модель, исходя из доступных данных и нужных предсказаний. Пользователю нет смысла разбираться в регрессиях или алгоритмах ближайших соседей: платформа должна сама предлагать лучший вариант.

Наконец, ее должно быть легко внедрять и использовать вместе с существующими процессами. Она должна отслеживать работу модели со временем и переобучать ее, когда меняется среда или когда возникают новые данные.

Как выбрать подходящую платформу

No-code-платформы не похожи друг на друга. Какая из них подойдет конкретной компании, зависит от ее потребностей. Цена решений тоже может сильно различаться — в диапазоне от нескольких долларов в месяц до сотен тысяч в год.

Не исключено, что искать подходящее решение придется методом проб и ошибок. Но, по крайней мере, лучшие платформы открыты, то есть кто угодно может посмотреть на них и понять, как они работают. Иными словами, необходимо взять платформу на «тест-драйв», сделать на ней проект и посмотреть, что получится.

Можно оценить точность разных платформ с помощью опубликованных баз данных — например, австралийской базы данных по одобрению кредитов. Пользователи могут легко посмотреть, как часто каждая ИИ-платформа правильно угадывает результат на контрольном множестве — случайно отобранной части выборки (обычно 20%), не включенной в обучение модели. После этого прогнозы можно сверить с действительностью.

Но цифры о точности тоже способны вводить людей в заблуждение: важно учитывать также количество ложноположительных и ложноотрицательных предсказаний. Это особенно важно для «несбалансированных» выборок, где в большом количестве данных нужно найти небольшое число важных случаев — например, случаев мошенничества с кредитными картами или онкологических диагнозов.

Скажем, если модель поиска мошенничества с кредитками выдаст 100% отрицательных результатов, ее точность будет очень высокой, но пользы от такой модели не будет. Хорошая no-code-платформа должна показывать данные о ложноположительных и ложноотрицательных результатах.

Пользователи должны также учитывать время, которое уходит на разработку no-code-платформ. Одна из главных метрик — это время на обучение моделей. Оно может занимать от нескольких минут до нескольких часов, и в последнем случае занятому человеку будет сложнее вписать его в свое расписание.

Обучение модели не единственный временной фактор. Чтобы эти платформы действительно преобразили организацию, они должны быть достаточно простыми для людей без технических навыков. Изучите процесс внедрения разных платформ: если он требует помощи от ИТ-отдела или хотя бы существенных усилий, продажники и бухгалтеры вряд ли захотят в нем разбираться.

Как сделать, чтобы бизнес больше использовал ИИ? Ответ «нужно учить и нанимать больше специалистов» нам не подходит: всего четверть процента населения мира умеет программировать. Но, как еще десять лет назад написал технологический инвестор Марк Андриссен, «программы едят мир». Нет никаких сомнений, что будущее за no-code-платформами.

В будущем все аспекты работы компаний оптимизируют с помощью ИИ — данные для этого у нас уже есть. И чем быстрее станут развиваться и улучшаться платформы, которые позволят обычным людям превратить эти данные в модели для предсказаний и оптимизации, тем быстрее это произойдет.

Упрощение внедрения no-code-платформ поможет использовать мощь ИИ во всех отраслях, и даже неспециалисты научатся буквально предсказывать будущее. Со временем no-code-приложения станут так же распространены, как текстовые редакторы и электронные таблицы сегодня.