Владимир Овчинников: «Глядя назад, удивляюсь, что нас терпели целых 15 лет» | Большие Идеи

・ Лидеры

Владимир Овчинников: «Глядя назад, удивляюсь, что нас терпели целых
15 лет»

Директор лицея «Вторая школа» о том, как создать среду, привлекающую таланты

Автор: Владимир Овчинников

Владимир Овчинников: «Глядя назад, удивляюсь, что нас терпели целых 15 лет»
Фото: предоставлено лицеем «Вторая школа»

читайте также

Что нужно знать про работу корпоративной горячей линии

Галина Ефремова

От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

Виджей Говиндараджан,  Шрикантх Шринивас

Цифровая аналитика — инструмент современного лидера

Брайан Р. Списак

Почему я разрешаю сотрудникам приводить детей на работу

Сабрина Парсонс

По просьбе HBR Россия выдающийся педагог, директор лицея «Вторая школа» Владимир Овчинников рассказал о том, как создать среду, привлекающую таланты

Для меня нормальная школьная жизнь кончилась в 1941 году. Отца — он был военным инженером — отправили на сооружение стратегически важной железной дороги Сталинград — Куйбышев, и мы с матерью следовали за ним по мере того, как дорога строилась. Я переходил из одной поселковой школы в другую, можно сказать, по рельсам. Окончив исторический факультет московского пединститута, я по распределению поехал в Калугу, но проработал там учителем всего год: меня забрали в обком комсомола, пообещав, что со временем переведут обратно в Москву. И не обманули: спустя несколько лет я попал в отдел пропаганды ЦК ВЛКСМ. Оттуда, однако, меня с треском выгнали в наказание за то, что я женился на дочери репрессированного, к тому же еврейке. На дворе стоял 1954 год, Сталина уже не было в живых, но комсомол тогда возглавлял Александр Шелепин (будущий председатель КГБ), и он даже сопроводил мое изгнание персональным делом.

В неписаном партийном кодексе тех времен было принято, закрыв человеку доступ к государственной лестнице, направить его на малозаметную работу в неважном месте. Моим местом ссылки стала школа рабочей молодежи №48 на окраине Москвы, и я благодарен за это судьбе: именно здесь я понял, что такое педагогическое мастерство. Коллектив этой школы для взрослых весьма отличался от того, что было типичным для того времени: у кого-то были, как и у меня, анкетные изъяны, а кто-то из стариков получил образование еще до революции. Это были интересные люди, и я многому научился у них.

Новостройка на Ленинском проспекте, директором которой меня назначили в 1956 году, превратилась в лучшую математическую школу страны в известной мере случайно. Поводом для ее трансформации в то, что теперь называется лицей «Вторая школа», было решение партии о том, что средняя школа должна была стать кузницей рабочих кадров. Для этого десятилетку преобразовали в 11-летку, и в старших классах один день в неделю учеников стали направлять на рабочую практику в качестве слесарей, токарей, фрезеровщиков и швей. Директора должны были сами найти себе «шефов» — промышленное предприятие, которое обучит ребят нужным стране профессиям.

Становление «Второй школы»

На Ленинском проспекте заводов не было: только жилые дома и институты Академии наук. Мои походы в эти институты долго не приносили плодов, от меня отмахивались, говоря: «Какие еще школьники, у нас все засекречено!», пока, наконец, в Институте вычислительной техники не признались, что им нужны радиомонтажники. В рекреационном зале нашего типового школьного здания расставили столы, за которыми школьников стали учить паять электронные платы. К нам потянулись ребята, интересовавшиеся радиотехникой и вычислительными машинами, и мы организовали для них спецклассы. Это было гораздо разумнее, чем заставлять тянущихся к знаниям ребят переводить металл в стружку.

Спустя несколько лет эксперимент с рабочими профессиями похоронили, а мы к этому времени научились преподавать многие предметы не по школьной программе и поняли, что можем набирать сильных мотивированных ребят. Постепенно все больше научных сотрудников Академии наук и преподавателей МГУ приходили к нам, чтобы отдать своих чад, поскольку понимали, что будущих ученых надо начинать готовить с младых ногтей, и не хотели, чтобы их дети в школе привыкали работать вполсилы. И тогда я стал брать взятки — не деньгами и не борзыми щенками, а предлагая отцу поступить в школу вместе с сыном: взять какой-то класс и довести его до выпуска. Ученые преподавали не элементарную «школьную» математику — это было бы им неинтересно, а разделы, которых в программе не было. Те, кто пришел, по несколько лет читали лекции и вели семинары в своих классах и вдобавок приводили с собой помощников-аспирантов. Всю эту работу проделывали выдающиеся математики: профессора Израиль Моисеевич Гельфанд, Евгений Борисович Дынкин, Борис Владимирович Шабат, Олег Вячеславович Локуциевский, Владимир Григорьевич Болтянский — делали совершенно бесплатно: они обиделись бы, если бы я предложил им деньги.

Такие были времена: в 1960-е люди гораздо меньше думали о деньгах. Им нравилось работать с сильными ребятами, отобранными по письменному и устному экзамену, и они видели отдачу от своей работы — это и было их вознаграждением. Желание преподавать — в крови у некоторых людей, и если у человека есть педагогическая жилка, умение приходит само собой. Наши учителя математики, исключительно сильные в своем предмете, не стеснялись вместе со школьниками учиться у крупных ученых тому, что я называю «верхней» математикой.

Но не только точные науки формировали дух школы. В те годы у талантливых гуманитариев было немного шансов найти интересную работу, особенно если в анкете что-то было не так. К нам попали совсем особенные люди, литераторы и историки, — из тех, кого советская власть не гладила по головке. Они приходили один за другим, потому что у неординарных людей есть потребность в общении с себе подобными и потому что здесь у них была возможность говорить ученикам правду, зачастую расходившуюся с тем, что написано в учебниках.

В учительской вели научные беседы, обсуждали книги, спектакли и политические события, да и умные дети во многом разбирались. Симбиоз выдающихся математиков и образованных гуманитариев создал в школе особую атмосферу, и она сохранилась все эти годы. Мой секрет успешного директорства — собрать талантливых учителей и не мешать им работать.

Учеба на таком уровне требовала от ребят огромных усилий: отличники, попав в нашу школу, начинали хватать тройки, а то и двойки по основным предметам. Потом привыкали: осваивали методы строгих рассуждений, находили красивые решения сложных задач, становились призерами всесоюзных и международных олимпиад. «Вторая физматшкола» довольно скоро прославилась: равных ей по уровню выпускников не было.

Разгром

В таком почти независимом режиме мы просуществовали на удивление долго, учитывая, что в советские времена любые отклонения от среднего вызывали подозрения. Но когда горком партии Москвы возглавил Виктор Гришин, кому-то из детей партийной номенклатуры удалось поступить к нам, и их родители, услышав, какие вопросы обсуждают в школе, в силу своей профессии стали добиваться, чтобы дух вольнодумства был искоренен. К нам зачастили комиссии.

Мы, в общем, задолго до этого знали, что когда-нибудь с нами разберутся, но я понимал, что, если мы начнем, вместо того чтобы учить ребят, демонстрировать властям свою лояльность, это нас уже не спасет: слишком далеко зашли. Глядя назад, удивляюсь, что нас терпели целых 15 лет. По Москве ходили даже слухи, что я не боюсь делать то, что делаю, потому что у меня есть высокий покровитель в Политбюро ЦК. Мне самому об этом было неизвестно ни тогда, ни сейчас. Думаю, общаться с партийным начальством мне помогал опыт «номенклатурной» работы, да и, видя во мне бывшего сотрудника ЦК ВЛКСМ, власти не особенно интересовались школой с идеологической точки зрения и до поры до времени нас не трогали. Впрочем, школа и не была рассадником диссидентства: мы прививали детям не негативное отношение к власти, а навыки критического мышления. Кстати, у нас работали и убежденные коммунисты, потому что я никогда не подбирал людей, исходя из идеологических установок: для меня был важен только педагогический талант. Двое или трое наших учителей — ярые партийцы — посылали в вышестоящие органы сигналы о том, что в школе неправильно воспитывают детей: к их чести надо сказать, что они всегда подписывались своими именами — мне их письма в РОНО показывали. Но не эти «сигналы» послужили причиной расправы: их просто достали в нужный момент, когда решили, что в школе пора навести порядок. А список наших провинностей все рос: в школе учились дети диссидентов, кто-то из выпускников попался на чтении «Архипелага ГУЛАГ», один из лучших педагогов-математиков собрался эмигрировать в Израиль. И хотя он перед этим уволился, чтобы не подставлять школу, черная метка была поставлена: все знали, откуда он. Меня и моих трех заместителей уволили в 1971 году. Прямо после заседания райкома, на котором мне об этом объявили, я поехал в школу, чтобы убедить всех продолжить работу. Многие учителя, однако, ушли, либо сразу, либо спустя год или два, как только выпустили свои классы.

Еще в период «комиссий» за нас готовы были сражаться два академика: тогдашний ректор МГУ Иван Георгиевич Петровский, кстати, единственный за всю историю беспартийный ректор, и его преемник на этом посту Рем Викторович Хохлов. Оба хотели добиться отмены решения о нашем увольнении, потому что видели в этом несправедливость и произвол. У Рема Хохлова оба сына учились в нашей школе, и когда над нами сгустились тучи, я умолял его не ввязываться, потому что это только повредило бы и школе, и его собственной карьере.

Когда меня убрали из «Второй школы», Петровскому удалось сделать так, что за мной сохранился пост директора Заочной математической школы. Я затеял ее еще в середине 1960-х, а Петровский и Гельфанд горячо поддержали: математики, а потом и другие факультеты МГУ, чтобы возбудить интерес и набрать абитуриентов с периферии, начали рассылать задания по почте. Мы рассказали о заочном обучении школьников в «Правде» и «Известиях», а в уставе школы написали, что ученики из сел, деревень и рабочих поселков поступают в первую очередь, можно сказать, вне конкурса. Проект, которым я руководил, действовал и приносил плоды еще 50 лет. В период расцвета в заочной школе было до 25 тыс. учеников. Преподаватели и аспиранты МГУ писали задания, а проверяли работы студенты-старшекурсники в качестве общественной нагрузки.

Остаться в учительском строю в 1970-е годы мне помог Леонид Мильграм, директор 45 школы, ныне носящей его имя. Когда я оказался на улице, первый секретарь Октябрьского райкома, который до разгрома осторожно дружил с Мильграмом и со мною, разрешил ему принять меня на работу учителем истории. Из-за неувязок в расписании я проработал в 45-й недолго, а потом начал скитаться, преподавал то в одной, то в другой школе. Так прошло 30 лет.

А во «Второй» после моего ухода директора сменяли друг друга чередой. Видимо, власти требовали окончательного наведения порядка, но это никак не удавалось. Новые директора не могли ничего сделать ни с родителями, ни с учителями. Дух вольнодумства в какой-то степени сохранялся в школе все годы и по сей день.

Век нынешний

Меня призвали снова возглавить «Вторую школу» в 2001 году. Образовательные власти округа считали, что школу надо восстанавливать и что для этого нужен именно я. В нашем Юго-Западном округе начальником управления образования работал Михаил Юрьевич Тихонов — просвещенный чиновник, доктор философских наук. Они с Мильграмом уговаривали меня довольно долго. Мильграм вообще считал, что

у него есть право по-дружески взять меня за галстук и привести на место, потому что в свое время действительно помог мне продержаться, а школе — сохраниться. Я, однако, долго увиливал, потому что знал, что в одну реку нельзя войти дважды, тем более тридцать лет спустя, — мне было уже 72 года. Потом всетаки рискнул.

Департамент образования помогал мне, в частности, тем, что не мешал реорганизовывать школу и самому набирать учителей. До моего возвращения школа была многопрофильной, а я вернул ее к истокам, то есть вновь сфокусировал именно на физике и математике.

Научно проанализировать вторую волну успеха «Второй школы» я не могу. Возможно, мое возвращение дало какой-то импульс. Кто-то из учителей пришел, потому что стало интереснее. Конечно, по сравнению с тем первым, романтическим периодом в жизни школы многое изменилось. Уже нет профессоров-волонтеров: в 2000-е годы вряд ли кого-то из математиков и физиков можно было бы уговорить проработать несколько лет без зарплаты, им и на основной работе платили копейки. В школе сохранялось преподавание физики на высочайшем уровне, связанное с именем Рудольфа Карловича Бега, но надо было найти еще преподавателей по многим предметам. У гуманитариев в постсоветские времена появилось больше точек приложения талантов, и таких сильных учителей, как те, что работали у нас в 1960-е: Анатолий Якобсон, Герман Фейн, Юрий Гаврилов, Феликс Раскольников — найти стало очень трудно. В организационном плане многое пришлось перестроить: теперь высшую математику преподают наши штатные учителя — исключительно сильные математики. Меня часто спрашивают: как я собрал талантливых преподавателей точных наук, в которых сам мало разбирался. Я отвечаю: нюхом. Как-то сразу видно человека…

Можно сказать, что окончательно отбирают учителей не директор и не завуч, а дети. Если преподаватель неинтересен, ученики перестают работать, и это сразу заметно. А когда человек не тянет, он вынужден уйти. Это бывает нечасто, потому что преподаватели невысокого уровня сами боятся к нам идти. Но и привлечь сильного учителя совсем непросто: во-первых, их вообще не так много, а во-вторых, наши зарплаты не слишком высоки, потому что бюджет школы всецело зависит от количества учеников. У нас их всего 688, а есть в Москве школы, в которых учатся до 5 тыс. детей. Выручают гранты от мэрии Москвы — их распределяют раз в год по результатам ЕГЭ и олимпиад среди 200 школ, показавших высокие результаты. Нам достается довольно много, потому что мы всегда входим в пятерку лучших школ Москвы. С выпускником нашей школы академиком Алексеем Ремовичем Хохловым мы обсуждаем проект создания сотни подобных школ в крупных городах России — там, где есть отделения РАН. По нашему замыслу, в школах будут преподавать ученые: у сильных ребят появится больше шансов по-настоящему увлечься и продвинуться в какой-либо науке, не обязательно в математике. Кажется, этот проект скоро начнет реализовываться.

По сравнению с 1960-ми сейчас московские школы купаются в деньгах. Но порой возникают анекдотичные ситуации: в некоторых школах учителя получают зарплату 100 тыс. руб., просто набрав очень большую нагрузку — до 30 часов в неделю. Готовиться к урокам у них времени нет, и между учителем и учениками возникает негласный сговор: учитель не мешает детям делать, что они хотят, а дети не мешают ему присутствовать на уроке.

Поступить в наш лицей непросто. Конкурс в 6 и 7 классы 4—5 человек, а в старшие классы — около 20 человек на место. Конечно, нередко это выбор родителей. Им нравится, что нам удается привить детям вкус к учению, и они с легкостью поступают в лучшие университеты: в Физтех, в Высшую школу экономики и, разумеется, в МГУ. Кстати, образовательные власти часто меня спрашивают, много ли наших выпускников поступают в зарубежные университеты. Ответ: совсем немного, потому что наши университеты по-прежнему хорошо преподают математику и физику.

Учиться у нас сложно. Многие ребята поступают с помощью репетиторов, но потом выясняется, что им математика не нужна или они не готовы серьезно работать. И поступление оборачивается трагедией. Дети уже подружились, и уходить из этой школы тяжело. В советские времена мы тоже кого-то отсеивали, но сейчас это стало проходить гораздо болезненнее: жизнь стала жестче, да и массовые школы слабее.

Наших выпускников разных лет объединяет чувство принадлежности к одной альма-матер. Часто те, кто у нас учился, говорят: «Школа сделала из меня человека». Парадоксально, но принципы и ценности, которые объединили нас в 1960-е, до сих пор сохраняют свой потенциал. Многие из нынешних учителей — наши выпускники. А у меня в кабинете висит портрет Анатолия Якобсона — поэта, переводчика и диссидента, преподававшего в школе историю в 1960-е.

Мне 90 лет, я уже по возрасту должен неважно себя чувствовать. Однако школа делает меня сильнее. Иначе и быть не должно, ведь мне обязательно надо дождаться преемника. Есть на примете один выпускник нашей школы, окончивший мехмат и пришедший к нам на работу несколько лет назад. Но сейчас аттестация новых директоров проходит в два этапа: компьютер, а потом комиссия департамента образования задает вопросы. Все это можно просто выучить, а к будущей работе это имеет мало отношения. Только во внутришкольном общении определяется, годится ли человек в директора. И я боюсь, что человек со стороны может не почувствовать дух школы, уберет что-то, кажущееся ему неважным, и нечаянно сломает то, что мы строили.

Записала Евгения Чернозатонская, старший редактор журнала «HBR Россия»