Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Стратегия

Хватит использовать военные метафоры в стратегии

29 января 2015

Хватит использовать военные метафоры в стратегии

Экономист Фриц Махлуп написал статью о «скользких словах, словах, которые скрывают отсутствие мысли… помогают избежать обязательств… уничтожают смысл высказывания, как лиса съедает яйцо, высасывая его содержимое». Махлуп говорил о привычке экономистов рассуждать, например, о «структуре», не связывая на практике возможные причины и следствия. Увы, в результате многолетних усилий - книг, статьей, программ MBA, посвященных стратегическому мышлению – слово «стратегия» теперь порой используется на деловых собраниях в такой же функции: чтобы придать себе умный вид, предстать лидером – и уклониться от насущного выбора.

Махлуп пояснил, как это происходит: когда экономист произносит слово «схватка», никто «не представляет себе болезненное сокращение мышц, предшествующее деторождению, и слово «штат» в контексте компании – даже если кто-то не вполне его понимает – заведомо не перепутают с обозначением входящих в США территорий». Но когда многозначное слово применяется к различным аспектам комплексного явления и эти значения перекрываются, то «невозможно по контексту узнать, какое именно значение подразумевается, и автор или оратор, по-моему, морально обязан четко указать, что он имеет в виду». Для начала нужно прояснить, чем стратегия не является.

Слово «стратег» в древнегреческом языке обозначало «генерала» или «полководца». Гуру стратегии охотно прибегают к аналогиям из военного дела, описывая план битвы за «конкурентное преимущество». Но метафора никуда не годится, потому что в бизнесе, в отличие от войны, победа над врагом – отнюдь не главная задача. Цель бизнеса – создать нечто ценное для клиентов, и таргетирование групп, кастомизация продукта, организация продаж и прочая деятельность – все направлено на то, чтобы обслужить эти группы лучше, чем это делают другие, или хотя бы иначе. Об этом в записках Цезаря и дневниках Наполеона вроде бы ничего не сказано.

Читайте материал по теме: Революция в конкуренции

К тому же аналогия используется избирательно и непоследовательно....

Показать полностью

Доступ к статье закрыт.
Чтобы прочитать статью целиком, оформите подписку.

У меня уже есть подписка

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ