Лояльность боссу: хорошо это или плохо? | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лояльность боссу: хорошо это
или плохо?

Пора уже пересмотреть модель руководства, в которой господствует бесстрашный лидер, подчиняются ему лояльные миньоны, прямо как в мультфильмах или сказках нашего детства.

Автор: Джули Ирвин

Лояльность боссу: хорошо это или плохо?

читайте также

Командовать парадом будет... кто?

Бленко Марсия,  Роджерс Пол

Задавайте правильные вопросы

Дженкс Джеймс,  Зевник Брайан

Ловушка для руководителя

Нина Шикалофф,  Райан Фуллер,  Рене Куллинан,  Шани Хармон

Как избавиться от «вечной занятости»

Франческа Джино

Однажды ночью я смотрела телесериал «Черный список» со знаменитым Рэймондом Реддингтоном, который без особых усилий решал задачки в очередной запутанной сюжетной линии, спокойно объясняя одному из своих приятелей, что ключ к успеху — это «лояльность и именно она превыше всего». Понятие лояльности как своеобразного защитного шлема, который помогает достигнуть большого успеха, стало неотъемлемой частью нашего представления о лидерстве. С этим легко согласиться, даже когда по телевизору об этом рассуждает кто-то куда менее харизматичный, чем Джеймс Спейдер (исполнитель роли Рэймонда Реддингтона — прим. ред).

Я бы даже осмелилась утверждать, что понятие лояльности в умах многих людей неразрывно связано с понятием успеха, поскольку архетип успешного лидера всегда требует от других высочайшей степени лояльности взамен на специальные полномочия. Будьте лояльными, жизнь идет вперед, дела не стоят на месте. Подумайте о Кунг-Фу Панде (любимом персонаже моей дочери), который начал овладевать боевыми искусствами только после того, как полностью доверился своему учителю, а если серьезнее, то подумайте о Моисее, который смог вывести свой народ из Египта, потому что люди поверили в него и последовали за ним. В то же время, когда последователи не выполняют приказов и выражают непокорство, происходит катастрофа. Вспомните гомеровское описание людей Одиссея, которые испытывали трудности в основном тогда, когда осмеливались ослушаться своего командира — например, открыв «мешок с ветрами», который было приказано не трогать, тем самым сделав невозможной задачу доставить ветер домой. Вновь и вновь в истории и искусстве мы сталкиваемся с сильным лидером, который просто стремится к правильной цели, и непокорными подчиненными, постоянно угрожающими подорвать его/ее величие своим ослушанием. С течением времени такие истории сформировали убеждение, что лояльность и означает сам успех.

На мой взгляд, это убеждение — один из самых опасных мифов для организации.

Я преподаю курс по этике в Школе бизнеса МакКомба, где вот уже семь лет читаю лекции по этике и корпоративной и социальной ответственности. Многие лекторы делились своими историями с нашим сообществом, в том числе те, кто был приговорен к наказанию за совершение весьма серьезных преступлений в мире бизнеса. Несмотря на распространенное представление о том, что государственные или корпоративные преступления совершаются по причине безудержной жадности, царящей на всех должностных уровнях целыми сообществами или одинокими неудачниками, мой опыт свидетельствует о том, что аморальное поведение в организациях — это почти всегда результат доверия и чрезмерной лояльности «великому боссу», который оказывается способным на сделки с совестью.

Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

Например, обратимся к опыту одного из самых популярных лекторов, Эгила Крога, одного из участников Уотергейтского скандала, положившего конец президентству Ричарда Никсона. В своей замечательной книге «Integrity: Good People, Bad Choices, and Life Lessons from the White House» о совершенных им преступлениях, написанной во время тюремного заключения, Крог вспоминает весенний день 1970 года, когда Никсон покинул Белый Дом, чтобы появиться в Мемориале Линкольна, посидеть на лужайке и пообщаться со студентами, протестующими против войны. Он пишет, что «совершенная тишина Мемориала Линкольна гармонично сочеталась с меняющимися оттенками утра», и он почувствовал «восхищение и трепет, как будто стал свидетелем самого выдающегося президентского визита в истории». Из написанного становится абсолютно очевидно, что Никсон создал ореол собственного величия в глазах своего молодого сотрудника. Глава в книге так и называется «В ловушке Уотергейта из-за слепой преданности». Как это часто случается, каким-то образом вера Крога в особенность миссии Никсона вылилась в его убежденность в необходимости делать все, что только ни попросит президент, даже если это будет нелепо и безнравственно (например, оправдание незаконного проникновения и изъятия документов из дома Даниэля Эллсберга).

Другой лектор, выступавший в рамках нашего курса лекций, Аарон Бим, написал книгу о своих злоключениях (на этот раз в сфере финансовой отчетности) и о тюремном сроке, названную «HealthSouth: Wagon to Disaster». Его речь так же, как и его книга, представляет его как интеллигентного и приятного человека, чрезмерно преданного своему директору, Ричарду Скраши. Аарон вспоминает, как он был увлечен этой с виду уникальной и выдающейся личностью: «Вскоре я понял, что тебе нужно быть ''мальчиком на побегушках'' Ричарда Скраши и ты не смог бы этого избежать — он требовал твоего внимания». Аарон согласился совершить много нарушений в ведении отчетности, чтобы доставить удовольствие начальнику прежде, чем осознал всю глубину своих проступков.

Читайте материал по теме: Должен ли предприниматель лгать?

Несложно найти многочисленные отзвуки этих историй как в рассказах сотрудников фирмы Бернарда Мэдоффа, так и руководства корпораций Enron и Worldcom, демонстрирующих — все как один — этот тонкий прием, которым харизматичные лидеры сперва привлекали своих сотрудников, а потом начинали требовать от них все большей преданности, вплоть до того момента, когда поведение сотрудников переходило очевидные моральные границы.

В основе мифа о лояльности лежат несколько заблуждений, но самое главное из них — связь между преданностью и талантом. И в «Одиссее», и в «Черном списке» лидер требует лояльности от других только лишь потому, что он лучше знает, что делать. Его последователи в какой-то степени даже ущербны, а потому правда им не откроется. История оттого и притягивает, что держится на напряжении героя, который знает, как достичь успеха, где скрыта правда, и этот человек как бы на шаг впереди остальных, людей из простого народа, находящихся в поисках истины.

В реальности все эти сказки не имеют ничего общего с действительностью и ее ежедневной рутиной, в которой лидерами являются фактически ущербные люди, которые, как мы надеемся, хотя бы немного заинтересованы в достижении общих целей, чем в воплощении драматичных сюжетов в жизнь.

Читайте материал по теме: Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть уважаемым делом

Во многих компаниях руководители далеко не всегда знают ответы на все вопросы, а подчиненные имеют много различных обязанностей, которые зачастую не предполагают слепое следование жестким инструкциям. Организации далеко не всегда идеально устроены: давно нет лидера, который издает нужные директивы и рассылает их для исполнения своей лояльной пастве (и тем, кто не хочет их исполнять). Элис Игли и Линда Карли находят свое объяснение этому феномену в своей книге «Through the Labyrinth»: «В современных организациях лидерство сосредоточено не в руках одного или двух управленцев, а в руках менеджеров, действующих в коллективе». Игли вместе с другими экспертами доказывает, что сейчас господствует другой стиль управления — совместная кооперация с сотрудниками, и именно такой вид лидерства приносит хорошие плоды, в отличие от традиционного иерархического верховенства руководителя.

Пора уже пересмотреть модель руководства, в которой господствует бесстрашный лидер, подчиняются ему лояльные миньоны, прямо как в мультфильмах или сказках нашего детства. Гораздо лучше, когда сотрудники в компании ценят свою работу, имея на то свои собственные веские причины, и не надо требовать от них самопожертвования и клятв верности работе и своему руководству. Сейчас в управлении коллективом есть куда более эффективные стратегии: дайте возможность своим людям поучаствовать в принятии решений, это гораздо продуктивнее. Возможно, что эта тактика крайне неудобна для микроменеджеров, ведь придется выслушивать в том числе и отрицательные отзывы о своей работе. Но, с другой стороны, задачи, которые ставятся перед бизнесом, практически невыполнимы в одиночку, и, чтобы решать их оперативно, требуется командная работа.

Все эти доводы говорят нам о том, что не стоит требовать от своих сотрудников слепой лояльности по отношению к сильному и харизматичному боссу. Это огромная разрушительная сила! Руководитель, который не хочет слышать отрицательных отзывов о себе и своей работе, отгораживающийся от тех, кто критикует его решения, что уже давно выглядит комично в условиях современного бизнеса.

В действительности же такой руководитель просто неэффективен.

Читайте по теме: