Лидерство начинается с дома | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лидерство начинается
с дома

Мы отвлекаемся от работы, заслышав «дзинь» очередного упавшего в ящик письма.

Автор: Тони Шварц

Лидерство начинается с дома

читайте также

Хитрые маневры против агрессивных конкурентов

Джордж Сток-младший

Четыре фактора успеха управленческих команд

Павел Безручко

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Как сделать крутую презентацию

Крис Андерсон

Один из величайших подарков, который вы можете сделать детям, — научить их откладывать удовольствие, установив границы и подавая им личный пример.

Этот же подарок вы можете сделать своим сотрудникам или подчиненным.

Я задумался над этим, прочитав как-то замечательную, душераздирающую статью Мэтта Ричтела в The New York Times «Growing up Digital: Wired for Distraction» («Поколение кнопки: запрограммированы развлекаться»). Речь идет о воздействии новых технологий на способность детей к концентрации внимания.

Хотя статья очень сильная, многие, боюсь, не дочитали ее до конца — текст длинный, а от расстройства внимания нынче страдают не только дети. На прошлой неделе был опубликован мой блог «Внимание: в осаде».

В этой одержимости все время оставаться на связи дети всего лишь подражают нам — пусть и с преувеличениями. И последствия для них становятся все более и более явными.

Ребенок, обменивающийся ежедневно сотнями сообщений с приятелями, часами играющий в видеоигры и каждый три минуты проверяющий Facebook, удовлетворяет две свои основные потребности: он получает краткое, малое и мгновенное удовлетворение и избегает страха и одиночества. «От видеоигр во мне пустота не растет, — сказал Ричтелу студент Шон МакМуллен, — наоборот, они заполняют эту пустоту».

Самая очевидная проблема: уткнувшись в эти возможности развлечься или уйти от реальности, дети не включаются в учебу и не учатся мыслить сколько-нибудь сложно.

Читайте материал по теме: 4 вредоносных мифа, в которые все еще верят многие компании

В недавнем исследовании выяснилось, что плохие оценки часто получают 47% активных любителей современных технологий и лишь 27% тех, кто этими развлечениями не злоупотребляет. Ричтел видит прямую корреляцию между проблемами в школе и количеством времени, проведенного детьми в интернете.

В офисе происходит примерно то же самое: мы отвлекаемся от работы, заслышав «дзинь» очередного упавшего в ящик письма (обещано немедленное удовлетворение, правда, это обещание редко сбывается). Электронные послания прерывают то дело, которым мы заняты в данный момент — и когда мы переключаемся с одного задания на другое и обратно, на выполнение основной работы уходит заметно больше времени, а ошибки множатся как снежный ком.

Ничто так не способствует высокому качеству работы и повышению продуктивности и не приносит такого удовлетворения, чем глубокое погружение в важное задание. Но, чтобы сосредоточиться, нужно отказать себе в немедленном удовлетворении, в постоянных отвлечениях — а это ой как непросто.

Читайте материал по теме: Сон важнее еды

Вот какие уроки следовало бы извлечь и родителям, и руководителям:

Во-первых, подавайте пример желаемого поведения. Если вы все время проводите, уткнувшись в iPhone или в телевизор, ваши дети переймут эту манеру. Если, разговаривая с людьми, вы все время коситесь на компьютер, вы опять-таки показываете им, как следует себя вести.

Во-вторых, признайте, что на эти технологии можно подсесть точно так же, как на любой наркотик, и на любое средство получить немедленное удовлетворение или быстро избавиться от боли.

«Иногда я говорю себе: нужно остановиться и сделать домашнее задание, но я не могу», — признался Ритчелу Виджей Сингх (и ему вторят его друзья). Родители должны строго ограничивать игры и общение в сетях.

Не вовсе запретить это удовольствие — едва ли такая крайность возможна, но помочь детям обрести глубокое и подлинное удовлетворения от полного погружения в работу и от того, что удалось решить сложную задачу.

Руководители должны подавать пример и поощрять сотрудников отключать электронную почту и полностью сосредотачиваться на самых сложных проектах.

В-третьих, родители и педагоги должны приучать школьников к новой форме работы. И домашние задания, и офисные дела лучше всего выполнять порциями максимум по полтора часа непрерывной работы, а затем полноценный отдых.

В паузы человеческий мозг успевает усвоить новый опыт, сочетать его с прежним и достичь определенного синтеза. Постоянная подключенность лишает нас высшего синтеза.

Я не предлагаю бороться с новыми технологиями. Но пора научиться разумно их использовать, а то пока что они используют нас. Кто готов проложить новый путь?

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена