Научитесь фокусироваться на проблеме | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Научитесь фокусироваться
на проблеме

Когда имеет смысл рассматривать детали? А когда полезнее сконцентрироваться на общей картине?

Автор: Арт Маркман

Научитесь фокусироваться на проблеме

читайте также

«Без конкуренции мы бы лениво ползли»

Евгения Чернозатонская

Жалуйтесь на здоровье!

Ирина Гусинская

Скрытые признаки провального проекта

Гретхен Гэветт

Как защититься от иррациональной экономики: советы Дэна Ариэли

Маршалл Голдсмит

Думая о какой-либо ситуации, мы сосредотачиваем мысль либо на ее общих контурах, либо на конкретных деталях. Сегмент рынка можно определить весьма широко (женщины 25—34 лет) и очень конкретно (женщины в начале карьеры, недавно вышедшие замуж и подумывающие о детях). Задавая принципы инновации, можно описать ее в целом (придумайте новый способ чистить зубы) или в мельчайших подробностях (создать ощущение, чтобы после чистки зубов появлялось чувство, будто дантист только что снял зубной камень с вашей эмали).

Но когда имеет смысл рассматривать детали? А когда полезнее сконцентрироваться на общей картине?

Конкретное мышление особенно полезно при планировании, брендировании и в рекламе. Как говорится, «дьявол в деталях». Проекты выгорают или лопаются в зависимости от того, удалось ли предусмотреть ловушки и препятствия.

Рекламная кампания и новый продукт не могут адресоваться абстрактным людям, без точного определения аудитории. Нужно понимать специфические характеристики своих клиентов, чтобы понять, понравится ли им новый товар и что мотивирует их приобретать и использовать подобные вещи. Мой любимый пример — Segway. Запуская свой продукт в 2001 году, компания собиралась произвести революцию личного транспорта, предложить уникальный способ путешествовать на короткие дистанции. Абстрактно — идея прекрасная. А конкретно — никому не понадобился специальный транспорт, чтобы быстро переместиться в соседний квартал. В итоге фирма нашла себе более конкретную нишу: городские туры и охрана супермаркетов (!).

Абстрактное мышление годится на первых стадиях инновации. Прежде чем искать новые креативные решения, стоит как можно шире рассмотреть проблему, которую вы собираетесь решить.

Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков

Например, когда Стив Нокс и его команда в Tremor взялись усовершенствовать маркетинговые кампании методом «сарафанного радио», им понадобился абстрактный подход к задаче: они сосредоточились на вопросе, что побуждает людей обсуждать какие-то товары. От этого исходного пункта они пришли к выводу, что люди предпочитают обсуждать те вещи, которые нарушают привычные концепции, и на этом основании команда развивала методы создания «подрывного» сообщения, которое распространялось бы само собой.

Но если вы увязли в неверной методике, как ее изменить? Повлиять на собственный подход к ситуации — переключиться с абстрактного на конкретное или обратно — нетрудно: просто оцените дистанцию, а затем «подкрутите». То, что мысленно «далеко», мы рассматриваем абстрактно, «близкое» — во всех деталях.

Есть три способа отладить фокусировку:

Поменяйте физическое расстояние. Прикиньте, насколько рассматриваемый объект от вас далеко. В Нью-Йорке вы наблюдаете все подробности городской жизни, но из Техаса он кажется каким-то абстрактным местом, вместилищем толп, поп-культуры и шума. Если вам требуется конкретное мышление, мысленно представляйте свой дом или кабинет, когда же вам понадобится абстрактное мышление, мысленно перенесите проблему на другой конец страны или мира.

Читайте материал по теме: 5 советов для выступающих без подготовки

Обдумайте дистанцию во времени. Любое событие находится либо в ближайшем, либо в отдаленном будущем. Когда вам предлагают командировку через полгода, это интересно, потому что вы представляете себе эту поездку в целом, каких людей вы повстречаете, что нового узнаете, какой город сможете посетить. Если та же поездка предстоит на следующей неделе, удовольствия гораздо меньше, потому что проступают ближайшие проблемы: закончить дела на работе, уладить все дома и еще одна малоприятная вещь — перелет. Разумеется, все эти проблемы никуда не денутся и через полгода, но вы не думаете о них, когда представляете себе отдаленное будущее. Итак, если требуется конкретное мышление, подвиньте событие к себе, представьте, что оно наступит уже завтра. Если же вам требуется абстрактное мышление, «отложите» событие на полгода.

Учтите личное расстояние. Рассматривайте эту проблему, как лично важную либо для вас, либо для кого-то другого. Исследования креативности показывают, что люди скорее находят новаторские решения, когда решают проблемы ради других, а не ради самих себя. Суть в том, что, когда вы решаете собственные проблемы, восприятие этой самой проблемы влияет на подход к ее решению. Когда вы решаете чужую проблему, детали отходят на второй план. Если вам нужен конкретный подход, отнеситесь к этой проблеме как к личной. Если же уместнее абстрактный подход, то вообразите, будто эта проблема — не ваша.

Итак, генерируя идеи и планы, постарайтесь прежде всего установить точную дистанцию — во времени, пространстве и релевантности. Решая проблемы, требующие новаторского подхода и креативности, постарайтесь установить дистанцию — это поможет вам разглядеть новые решения, не увязая в деталях.

Читайте по теме: