«Делать добро и делать деньги»: Джонатан Сорос о том, как сделать мир лучше с помощью капитала | Harvard Business Review Russia
Этика и репутация

«Делать добро и делать деньги»: Джонатан Сорос о том, как сделать мир лучше с помощью капитала

Джонатан Сорос
«Делать добро и делать деньги»: Джонатан Сорос о том, как сделать мир лучше с помощью капитала
Фото: JordanSimeonov/Getty Images

У меня есть капитал, и я хочу с его помощью сделать мир лучше. Поэтому моя карьера разделена на две части. С одной стороны, я пытаюсь увеличивать свой капитал через разумные инвестиции. С другой, я стремлюсь использовать капитал на пользу обществу через благотворительные пожертвования и помощь людям.

Я давно стремился объединить эти две составляющие, инвестируя в компании, которые думают об общественном благе, а главное, я мечтал создать систему, которая бы позволила другим инвесторам делать то же самое. Я хочу делать масштабные инвестиции в бизнес, который не пытается добиться максимальной выгоды для акционеров, а перераспределяет прибыль в пользу других заинтересованных лиц. Я считаю, что зачастую следует направить усилия коммерческих предприятий на благие цели (путем увеличения расходов на общественное благо или на уменьшение вреда), и это может привести к результатам, недостижимым для некоммерческих организаций. Однако, чтобы использовать эту возможность, нужны финансовые инновации, которые будут поддерживать потоки средств и механизмы вложения и возмещения капитала при работе с такими объектами инвестиций.

Например, мой последний проект — Athletes Unlimited — стремится объединить выгоду и общественную пользу посредством революционных инноваций в профессиональном спорте. Наша цель — построить мощный бизнес в сфере развлечений и медиа, поэтому мы создали сеть профессиональных спортивных лиг, действующих по новой модели. Сезоны в этих лигах длятся по пять недель, благодаря уникальной системе начисления баллов каждая игра влияет на финальный результат, а также мы можем определять индивидуальных чемпионов в командных видах спорта. Мы уже запустили лиги по трем видам спорта (пока только для женщин) и планируем открывать новые в будущем.

Мы занимаемся инновациями не только на поле, но и за его пределами: Athletes Unlimited дает спортсменам беспрецедентное влияние на развитие лиги и на все ключевые решения, так что у владельцев команд почти не остается работы. Мы хотим, чтобы наши атлеты становились гражданскими лидерами и образцами для подражания. Мы создаем политики и бизнес-практики, которые соответствуют нашим ценностям. И чтобы расширить возможности для инвесторов, готовых обменять финансовую отдачу на общественную пользу, мы создали новый способ финансирования, в основе которого лежит связь прибыли и целей компании.

Создание рынка

Конечно, и сегодня можно вложиться в компании, которые декларируют готовность променять акционерную выгоду на общественное благо (я буду называть их социальными компаниями). Но они представляют собой меньшинство в растущей системе социальных инвестиций; их масштаб невелик, и они нацелены на конкретные социальные проблемы или географические регионы. Большинство компаний, которые называют себя инклюзивными, ответственными или считают, что воплощают в своей деятельности идеи «капитализма стейкхолдеров», следуют принципу «делать добро и делать деньги», который стоит почти за всеми коммерческими социальными инвестициями. Такие компании, как Ben & Jerry’s (с 2001 года полностью принадлежит Unilever), могут расширить рыночное влияние или поднять цены, рассказав клиентам о своих социальных бизнес-практиках, но они не идут на слишком большие компромиссы в вопросах прибыли. Речь здесь не идет о социальном бизнесе Unilever.

В последние десять лет возникли благотворительные корпорации — официальные структуры, в которых директора обязаны рассматривать не только интересы акционеров, но и интересы других сторон. Их появление стало большим шагом к пересмотру идеи о том, что единственной целью компании должна быть акционерная прибыль. Но сама по себе эта структура не помогает достичь баланса между сторонами и не создает механизма для распределения стоимостных эффектов создаваемых благ.

Чтобы социальный бизнес по своему масштабу и амбициям сравнялся с современными корпорациями, мы должны найти способ заполнить эти пробелы и открыть динамические потоки капитала, как на традиционных рынках. Создать специальный рынок для социальных компаний — это не новая идея: она занимает умы активистов уже не один десяток лет. Как же мог бы работать рынок, который учитывал бы не только финансовую, но и социальную стоимость — так называемую «вторую прибыль»?

Для полностью функционального рынка социальных инвестиций нужно решить две главные проблемы. Во-первых, нужно создать механизм, который бы отражал, насколько высоко инвесторы ценят создаваемый бизнесом полезный эффект, — примерно как цена акций показывает, каких финансовых результатов инвесторы ожидают от компании. И во-вторых, нам нужно, чтобы этот сигнал был как-то связан с ценой акций.

Вот уже много лет все работы над этими проблемами сводились к измерению влияния компаний на общество. Считалось, что прозрачность и ответственность позволяли убедиться, что компания действительно приносит обществу пользу, а рынок можно было бы создать уже позже. Концентрация на метриках действительно привела к важному прогрессу на традиционных рынках капитала: индикаторы ESG (экологические, социальные и управленческие инвестиции) набрали популярность. Теперь у инвесторов хотя бы появилась информация о нефинансовых результатах компаний.

И все же рейтинги и метрики не решают даже первую из двух наших задач. Они могут объективно оценить результаты компании по конкретным параметрам (зарплаты, углеродный след, состав правления и т. д.), но не показывают, насколько эти критерии важны для каждого отдельного инвестора. Что еще хуже, эти метрики никак не отражают все остальные общественные факторы (например, карьерные возможности для женщин-спортсменок). У любого рейтинга есть важная информационная функция, но рейтинги не смогут стать основой рынка социальных инвестиций.

Я убежден, что рыночным сигналом для социальных инвестиций может стать новый подход к распределению экономической стоимости бизнеса, закладываемый в корпоративную структуру. Наша компания Athletes Unlimited разработала уникальный способ финансирования, который дает инвесторам возможность получить существенную финансовую отдачу, в то же время напрямую поддерживая общественную миссию компании. Мы назвали эту новую ценную бумагу «капиталом миссии».

Новый взгляд на капитал

В традиционной корпоративной структуре владельцы акций получают все средства, остающиеся после погашения обязательств. Их потенциальный объем неограничен, и раньше — как минимум, в течение нескольких последних поколений — было принято стремиться к максимизации этой финансовой выгоды для акционеров. Но, покупая долю в Athletes Unlimited, инвесторы соглашаются ограничить потенциальную отдачу от своей инвестиции. Можно посмотреть на это и по-другому: инвесторы ясно указывают сумму, которой они будут удовлетворены, и отказываются от избытков.

С точки зрения структуры капитала, на капитал миссии по-прежнему приходятся все остатки после оплаты расходов, но в отличие от традиционной модели акционерного капитала инвесторы заранее устанавливают предел, который соглашаются не превышать. Выплаты инвесторам происходят не в форме дивидендов, а в форме выкупа акции по заранее установленной цене; причем выкупленные акции сохраняются как резервы для дальнейшего финансирования миссии.

Для изначальных инвесторов Athletes Unlimited цена выкупа акций была установлена исходя из изначальной цены и сложных процентов, но можно было бы использовать и любую другую формулу (простые проценты, фиксированная цена, диапазон в зависимости от результатов по какому-нибудь индикатору и т. д.). Важно подчеркнуть, что эта процентная ставка не дает инвесторам никаких гарантий. По сути, это акции с опционом на покупку, который принадлежит компании, но та обязана использовать его одновременно сразу для всех инвесторов взамен традиционного механизма распределения дохода.

Рыночные сигналы общественной пользы

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Революция предпринимателей
Айзенберг Дэниел
Есть информация, нужна интуиция
Капелла Джейм,  Хорн Эндрю,  Шах Шветанк
Почему менеджеры не слушают своих сотрудников
Виджайя Венкатарамани,  Субра Тангирала,  Элад Шерф