Что не так с дизайн-мышлением | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что не так
с дизайн-мышлением

Почему модный метод решения проблем на самом деле не такой уж новый и эффективный

Автор: Наташа Искандер

Что не так с дизайн-мышлением
Иллюстрация: NOCTILUXX/GETTY IMAGES

читайте также

13 стратегий для избавления от цифровой зависимости

Ариан Олье-Малатерр,  Габриэль Морандин,  Марчелло Руссо

«Я уже заработал для Олега Тинькова миллиард долларов»

Марина Иванющенкова,  Юлия Фуколова

Почему давление на отдел продаж может всё испортить

Скотт Эдингер

Когда открытая модель занятости работает на компанию

Адам Озимек ,  Кристофер Стэнтон

Сегодня дизайн-мышление не вызывает прежнего восторга. Заявленное как способ инновационного решения комплексных проблем, оно было принято на вооружение компаниями и университетами безоговорочно и до некоторой степени некритично. Но вскоре скептицизм по поводу дизайн-мышления начал просачиваться на страницы деловых журналов и изданий о вопросах образования.

Критиковали за многое: дизайн-мышление не имеет четкого определения, аргументы в пользу его применения полагаются скорее на случай, чем на факты, и вообще это не более чем традиционный здравый смысл, грамотно упакованный маркетологами и выставленный на продажу по солидным консалтинговым расценкам. Поскольку некоторые концепции дизайн-мышления воспринял мир политики, а социальные изменения преподносятся как нечто инновационное, беспокойство вокруг этого подхода стало просачиваться и в общество.

Между тем, большинство критиков упускают из виду главную проблему дизайн-мышления — стремление сохранить и защитить статус-кво. И в этом смысле дизайн-мышление — устаревшая стратегия. Оно дает дизайнеру или разработчику превосходство над теми, для кого он работает, тем самым ограничивая участие других лиц в проектировании. При этом дизайн-мышление упускает из виду действительно новаторские идеи и затрудняет решение задач с низкой степенью определенности — например, проблемы климатических изменений, потому что привычные пути решений приводят нас прямиком к катастрофе.

Новое название старого метода

Для понимания причин принципиальной консервативности дизайн-мышления важно взглянуть на предшественников этого метода. Хотя дизайн-мышление часто подается как инновационный метод, оно поразительно похоже на более раннюю модель решения задач — «рационально-экспериментальную», превозносившуюся в 1970-х и 1980-х годах. А то, что назвали рационально-экспериментальным подходом, на самом деле было упрощенной и популяризованной версией научного метода. Точно так же и дизайн-мышление оказалось стилизованной версией (или как еще говорят, версией для чайников) тех методов, которыми пользуются разработчики проектов. Рационально-экспериментальный подход был призван реформировать деятельность компаний и властей, и его с таким же энтузиазмом, как сегодня дизайн-мышление, приняли менеджеры и политики.

Сходства между действиями в этих двух методах столь велико, что дизайн-мышление можно даже принять за его имитацию. Рационально-экспериментальный метод был выстроен вокруг серии шагов, каждый из которых подводил к определению решения. Дизайн-мышление обычно описывается таким же образом — как последовательность стадий разработки, в которой каждая стадия отражает различные аспекты дизайн-мышления.

Рационально-экспериментальный способ решения задач основывается на предпосылке, что поиск решения должен опираться на имеющиеся данные о проблеме. Дизайн-мышление немного расходится с такой предпосылкой в том, что разработчик сам должен собирать информацию о проблеме, опираясь на опыт заказчика, через эмоциональную связь, которую он с ним выстраивает. Этот этап называется эмпатией.

На этом процедурные различия между двумя подходами заканчиваются. Следующий шаг в обоих подходах связан с тем, чтобы определить проблему или трудности разработки. Затем переходят к идее о том, как решить задачу. В рационально-экспериментальном подходе этот шаг назван «фазой гипотезы», в дизайн-мышлении он называется «представлением». Оба метода отрабатывают предложенные решения. Это называется «реализацией» в старом подходе и «прототипированием» в дизайн-мышлении. Несмотря на сходства последнее требует больше обратной связи и наблюдений.

Конечная стадия — оценка эффективности эксперимента (в рационально-экспериментальном подходе он называется «оценкой», в дизайн-мышлении – тестом). Этот шаг запускает повторяющийся аспект обоих подходов к решению проблем: разработчики проектов получают информацию и возвращаются к предыдущим стадиям для уточнения своих гипотез и/или решений.

Защищая интересы управленцев

Как дизайн-мышление, так и рационально-экспериментальный подход подспудно защищают интересы управленцев, особенно когда речь идет о разработках в социальной сфере. Оба подхода ограничивают практику решения задач только последователями конкретной специфической методологии. Фактически решения проблем всегда непоследовательны: им зачастую придает форму политическая повестка и нехватка ресурсов. И принимаются те из них, которые одобряются руководителями или хотя бы большинством. Так рационально-экспериментальный подход и дизайн-мышление обеспечивают прикрытие для политических решений. Они попросту превращают действия, продиктованные социальными и политическими причинами, в технический и эстетический процесс.

Не первый день существует стремление сделать решение задач и разработку проектов и процессов более прозрачными и демократичными. Эксперименты с политической сфере — от составления бюджета до общественных совещаний по политическим вопросам, от принятия указов по районированию до реализации бюрократических реформ — проводятся давно. Более того, разработчики и социальные инноваторы добиваются обратной связи от целевой аудитории и даже стараются собирать творческие идеи пользователей для улучшения создаваемых продуктов. Однако даже в таких открытых процессах именно разработчик или политик в конечном счете решают, какие идеи и предпочтения учесть и задействовать.

Одно различие между дизайн-мышлением и рационально-экспериментальным подходом к решению проблем заключается в том, что последний признает неоднозначность, которая предшествует любому креативному решению. В каком-то смысле это хорошо. Тем не менее это подтверждает привилегированную роль дизайнера. Именно через него в первую очередь должны проходить все идеи, превращающие разработку в финальную конструкцию. Именно он преобразует хаос в чистые линии элегантного решения. И поскольку вклад, который вносит разработчик в процессе проектирования, нельзя четко сформулировать, он в некоторой степени освобожден от необходимости объяснять и защищать свой выбор.

Кроме того, дизайнер сам генерирует идеи для эмпатической связи с пользователями. Это значит, что любые потребности пользователей и сообществ преломляются через его личный опыт и приоритеты. Субъективность неизбежна, и дисциплины, основанные на эмоциональном участии в сборе данных, подчеркивают этот момент. Однако дизайн-мышление обходит стороной этот вопрос, таким образом отгораживая дизайнеров от обвинений в предвзятости, уязвимых местах и политическом влиянии.

Защищая статус-кво

Проблема привилегированной роли разработчика или даже небольшой группы разработчиков состоит в том, что она радикально сужает инновационный потенциал. Причина кроется в массиве идей, которые сталкиваются друг с другом, когда проблема все еще не определена, и порождают новые связи между собой. Приверженцы дизайн-мышления ценят связи, которые охватывают разные точки зрения, дисциплины и категории вещей, и рассматривают этот вид абдуктивного рассуждения как ядро для креативных решений. Однако, когда дизайнер действует как проводник идей, включенных в процесс разработки, инновационный потенциал ограничивается не только тем, что дизайнер считает значимым, но и его мышлением и воображением.

Если бы дизайнерский мир был открыт для идей, которые пользователи и сообщество считают значимыми, мы бы знали куда меньше историй о неудачных разработках и внедрениях — например, о причудливо сконструированных водяных насосах, ржавеющих в забвении из-за своей бесполезности, или инновационных системах сбыта противомоскитных сеток, лишающих покупателей доступа к ним, или об обуви для бедных как маркетинговом ходе для богатых и так далее.

Политические аспекты дизайн-мышления достаточно проблематичны сами по себе, но метод особенно плохо подходит для проблем в быстро меняющихся или полных неопределенности областях, поскольку пространство неоднозначности и новых альтернатив после завершения проектирования закрывается. Одна из таких областей — климатические изменения. Природная среда меняется с беспрецедентной скоростью, которую мы не можем спрогнозировать, и каждое новое научное открытие показывает, что мы недооцениваем сложность проблемы, которая в перспективе может привести человечество к глобальной катастрофе. При этом предложенные сторонниками дизайн-мышления идеи решения климатических проблем кажутся шаблонными и негибкими: традиционные решения поданы как грандиозный прорыв и не предлагают ничего нового бизнесу.

Нет места для неопределенности

Когда ураган Сэнди нанес Нью-Йорку ущерб более чем на $60 млрд., администрация Обамы запустила конкурс Rebuild by Design, чтобы найти новые способы восстановить разрушенную инфраструктуру и сохранить регион от свирепых штормов, прогнозируемых учеными. Конкурс позиционировался как «совместное дизайнерское решение для увеличения устойчивого развития сообществ и городов». Предполагалось, что этот процесс позволил бы городским пространствам «преодолеть существующие креативные и нормативные барьеры, развивая сотрудничество между дизайнерами, исследователями, членами сообщества, правительственными чиновниками и экспертами». Десять международных команд разработчиков, отобранных для участия в конкурсе, провели множество консультаций с общественностью и собрали информацию об ожиданиях ньюйоркцев. Затем команды объединили полученные отзывы с данными об ущербе и экономических перспективах региона в нескольких итерационных циклах проектирования и подготовили полдюжины проектов, на которые были выделены средства.

Львиная доля бюджета, который составил почти $1 млрд., была присуждена Big U — проекту создания десятимильной сегментированной стены из соединенных друг с другом насыпных площадок и подвижных ворот, способных защитить нижнюю часть Манхэттена и расположенную там дорогие объекты недвижимости. Этот проект, позднее переименованный в Dryline и оцененный в $1–3 млрд, будет защищать город от разрушительных последствий штормов масштаба Сэнди.

Однако текущие прогнозы о повышении уровня воды предполагают, что стена будет защищать от штормов только до 2050 года, после чего Dryline станет всего лишь бортиком, удерживающим воду внутри города. Однако в течение трех десятилетий дорогие здания по-прежнему будут строиться за этой защитной стеной. Первая стадия строительства Dryline запланирована в Нижнем Ист-Сайде, вдоль одного из последних очагов доступного жилья на острове. Беспокойство вызывает и то, что проект добавит этому месту новый общественный парк, а жители, многие из которых добросовестно участвовали в консультациях, будут вытеснены из своих районов не морем, а процессом джентрификации.

При выборе проекта Big U/Dryline конкурс Rebuild by Design подтвердил политический, экономический и физический статус-кво. Итогом применения дизайн-мышления оказалась стена — обычная, хотя и дорогостоящая часть инфрастуктуры, которая некоторое время будет удерживать воду и позволит жителям делать вид, что море, которое, по большинству прогнозов, затопит значительную часть Манхэттена, все-таки не выйдет за обозначенные пределы. За укреплениями город сможет вести обычную жизнь, при этом стоимость недвижимости будет расти, а бедных жителей и средней класс вытеснят из дорогого сердца Манхэттена на окраины Нью-Йорка.

Радикальная альтернатива

К счастью, в рамках Rebuild by Design было разработано решение, которое могло бы стать инновационной альтернативой дизайн-мышлению. Living Breakwaters — «ожерелье» из маленьких островов вдоль южного берега района Статен-Айленд, который сильнее всех пострадал от последствий эрозии почвы. Обычно волнорезы представляют собой груды щебня, наваленные для того, чтобы погасить волны, но Living Breakwaters предлагает использовать их для оживления морской экосистемы и приспособить для всех видов жизни — растений, животных и человека.

Волнорезы состоят из бетонных боксов, которые могут служить пристанищем для тюленей, рыб, водорослей и других морских видов, и обеспечивают физическую и символическую платформу для образовательного и экономического взаимодействия с экосистемой. Проект уделяет первостепенное внимание нуждам следующего поколения и позиционирует волнорезы как часть экологического наследия, которое может быть востребовано и взято на вооружение молодежью. Идея состоит в том, чтобы не возводить против изменений климата баррикады, а принять их и переосмыслить как возможность для создания нового экологического будущего.

Процесс проектирования при этом полностью открыт. Местные жители участвуют в нем как равноправные разработчики. Они помогают формировать как физические элементы решения, так и социально-экономическую составляющую проекта. Например, жители района сами определяют форму и функцию наземных водных центров, будь то бизнес-инкубатор, маяк, лаборатория по изучению дикой природы, лодочная станция, или просто место для созерцания, которые предполагается расположить за дугой волнорезов. Проект предусматривает, что животные тоже должны играть активную роль в процессе заселения волнорезов, восстанавливать и расширять экосистему.

Сохраняя процесс открытым, Living Breakwaters сознательно сопротивляется замкнутости, столь характерной для законченных решений, предлагаемых последователями дизайн-мышления. Волнорезы могут трансформироваться по мере подъема уровня моря. Сам проект следует идеям длительного и партнерского взаимодействия с той неопределенной реальностью, которую формирует изменение климата.

Проект Living Breakwaters предлагает альтернативу замкнутости, характерной для дизайн-мышления. В этом процессе дизайнер не находится в центре проекта, а сам дизайн становится не пошаговым движением через набор этапов, а пространством, в котором люди могут вместе осмыслять то, как меняющиеся условия бросают вызов привычным шаблонам и взаимодействиям. Эта коллективная деятельность непредсказуема и иногда громоздка по форме и длительности. Ее невозможно отобразить, а оценить можно только в ретроспективе. Но это именно тот беспорядок, который делает осмысление продуктивным: идеи, на которые люди случайно наталкиваются или которые вместе генерируют на ходу, не только создают базис для инновационных решений. Они еще помогают лучше понять себя и окружающий мир, помогают осознать сам процесс принятия решений.

Я называю такой подход «осмысленным взаимодействием». Он олицетворяет процесс с неясным началом и концом и целью, которая часто определена не лучше, чем новые способы справляться с туманными и неизмеримыми переменами.

Осмысленное взаимодействие не обходится без противоречий, и выбор решения проблемы часто ставится под сомнение. Но оно не закрыто для радикальных и зачастую очень креативных инноваций, во многом потому что именно такие решения стремятся к открытости и восприимчивы к постепенным пересмотру и настройке. Люди внутри осмысленного взаимодействия вовлечены в продолжающийся процесс проектирования, и это дает им возможность постоянно исправлять решение так, чтобы оно лучше отвечало их потребностям.

Открытые, меняющиеся и гибкие решения, поддержанные осмысленным взаимодействием, позволяют нам взаимодействовать с изменениями, а не прятаться от них за баррикадой. И это и есть новый ответ традиционным моделям решения проблем вроде рационально-экспериментального подхода или дизайн-мышления.

Компаниям, общественным активистам и политическим деятелям рекомендация принять на вооружение хаотичный процесс осмысленного взаимодействия и поддержать открытые решения может показаться невыгодной и нереализуемой. Однако решения, которые генерирует дизайн-мышление, не справляются с изменениями, которые мы не можем полностью осознать или представить. И жители Нью-Йорка могут обнаружить это даже раньше, чем они ожидают.

Об авторе. Наташа Искандер (Natasha Iskander) — старший преподаватель кафедры городского планирования и государственной службы в Нью-Йоркском университете.