Пандемия, ИИ, трансформация | Harvard Business Review Russia
Тренды

Пандемия, ИИ, трансформация

Джо Маккендрик
Пандемия, ИИ, трансформация
Иллюстрация: Kilito Chan/Getty Images

Если говорить о цифровой трансформации, то кризис, вызванный COVID-19, преподнес нам важные уроки. Иодин из самых убедительных выводов для бизнес-лидеров касается новых возможностей, которые открывают перед нами аналитика данных и искусственный интеллект.

Например, компания Frito-Lay во время пандемии ускорила продвижение своих инициатив в сфере цифровизации и использования данных, реализовав за шесть месяцев планы, рассчитанные на пять лет. «Мы давно собирались запустить модель direct-to-consumer, но определенно не планировали сделать это за 30 дней в разгар пандемии, — говорит Майкл Линдси, директор по росту Frito-Lay. — Пандемия побудила нас идти впередбыстрее, чем мы считали возможным».

Кризис ускорил внедрение аналитики и ИИ, и, как показывают опросы, тенденция продолжится на протяжении 2020-х. 52% компаний ускорили реализацию планов по внедрению ИИ в связи с кризисом, вызванным пандемией, показывает исследование, проведенное PwC. Почти все, а если точнее, то 86% участников исследования, утверждают, что в 2021 году ИИ становится «общепринятой технологией» в их компании. Согласно исследованию, проведенному Harris Poll совместно с Appen, 55% компаний сообщали, что ускорили реализацию своей стратегии ИИ в 2020 году в связи с COVID-19, и 67% рассчитывают на ее дальнейшее ускорение в 2021 году. 

Смогут ли компании сохранить этот высокий темп цифровых и основанных на данных инноваций по мере выхода из пандемии? По данным опроса, проводившегося The AI Journal, на фоне кризиса около трех четвертей бизнес-лидеров (72%) позитивно оценивают роль, которую ИИ будет играть в будущем. Большинство руководителей (74%) считают, что ИИ не только обеспечит более эффективные бизнес-процессы, но и поможет создать новые бизнес-модели (55%) и новые продукты и услуги (54%).

ИИ и аналитика приобрели огромную важность, когда компаниям пришлось отвечать на изменения в рабочем режиме и покупательной способности потребителей, вызванные кризисом COVID-19. И по мере того, как внедрение этих технологий идет полным ходом, предприятия будут учитывать полученные за последние полтора года уроки и руководствоваться ими в течение всего десятилетия.

Бизнес-лидеры прекрасно понимают возможности и потенциал аналитики и ИИ в своем бизнесе. «С тех пор как началась пандемия COVID-19, CEO учатся, спрашивают, как они могут выгодно воспользоваться данными, — говорит Арнаб Чакраборти, глобальный управляющий директор Accenture. — Они хотят понять, как им лучше узнать своих клиентов. Они хотят добиться большей гибкости в своих цепях поставок и сетях распределения. Они хотят начать создавать новые бизнес-модели на основе данных. Они знают, что им нужно строить фундамент из данных, находить на основе наборов данных и алгоритмов идеи и решения, которые помогут им оптимизировать свой бизнес, более гибко настроить бизнес-процессы, узнать своих клиентов и активировать новые каналы доходов».

ИИ необходим для восполнения дефицита персонала. Туристическая, гостиничная и другие отрасли, пострадавшие в результате пандемии, нуждаются в ресурсах, чтобы ускориться и удовлетворить отложенный спрос. В различных секторах не хватает специалистов самых разных направлений, от водителей грузовиков до работников складов и ресторанов. По иронии все больше растет потребность в развитии ИИ и аналитики, чтобы компенсировать нехватку кадров в области разработки ИИ. Последний ежеквартальный Индекс работы будущего, публикуемый компанией Cognizant, в этом году показывает «быстрое восстановление темпов роста» рынка труда США, особенно в области технологий. В таких сферах, как ИИ, алгоритмы и автоматизация, наблюдается рост на 28% по сравнению с предыдущим кварталом.

ИИ будет неотъемлемой составляющей решений, связанных с постоянно возникающими и постоянно меняющимися потребностями в персонале и с подготовкой кадров, соглашается Роб Джекилек, управляющий директор Harris Poll. «Уже сейчас с помощью ИИ и, в частности, инструментов поддержки развития карьеры начинают решать проблему дефицита имеющейся рабочей силы, — говорит эксперт. — ИИ также помогает сотрудникам лучше и быстрее справляться со своими задачами и изменениями в работе — в этом помогают цифровые ассистенты и внутренние программы обучения на основе ИИ».

ИИ будет также отчасти компенсировать нехватку кадров в работе служб поддержки. «Учитывая, что все больше и больше продуктов становятся или цифровыми или содержат в себе другие технологии с пользовательским интерфейсом, потребность в таких специалистах растет, — говорит Ребекка Парсонс, директор по технологиям в Thoughtworks. — Многие простые вопросы может решить соответствующим образом обученный чат-бот, и это даст возможность снять по крайней мере часть нагрузки с персонала. Существуют исистемы обработки текстов на естественном языке, которые могут выполнять простой анализ документов и поиск типовых формулировок».

ИИ и аналитика повышают производительность. В течение многих лет рост производительности, связанный с внедрением технологий, вызывал сомнения. Однако ИИ и аналитика наконец открывают эти долгожданные перспективы. «Благодаря развитию цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, рост производительности ускорился, — пишут Эрик Бриньолфссон и Георгиос Петропулос в MIT Technology Review. — Развитие алгоритмов машинного обучения в сочетании со значительным снижением стоимости хранения данных и увеличением вычислительных мощностей позволяет компаниям решать различные сложные задачи от распознавания образов и речи до прогнозирования и диагностики. Быстрорастущий рынок облачных вычислений сделал эти инновации доступными небольшим компаниям».

ИИ и аналитика помогают создавать новые продукты и услуги. Аналитика и ИИ помогают ускорять темп инноваций, внедряемых такими компаниями, как Frito-Lay. Например, во время пандемии этот производитель продуктов питания открыл платформу электронной коммерции Snacks.com. Линдси назвал ее «первой попыткой (компании) выйти в сегмент прямых продаж потребителям — и всего за 30 дней». Сейчас компания задействует аналитику, чтобы использовать данные о покупателях и точках продаж «для прогнозирования открытия магазинов, изменений спроса в связи с возвращением на работу и изменений вкусов, что позволяет обновлять предложения продуктов по всей цепочке до уровня магазина в конкретном районе», добавляет он.

ИИ отражает корпоративные ценности. «То, как мы разрабатываем ИИ, отражает культуру нашей компании: мы выражаем наш подход двумя словами — ответственный рост, — говорит Сумит Чабрия, глобальный операционный директор подразделения технологий и операций Bank of America. — Наш бизнес основан на доверии. Мы считаем, что один из основных элементов нашего роста — технологии, данные и искусственный интеллект — нужно применять ответственно. Поэтому наша стратегия — ответственный ИИ. Это означает в первую очередь внимание к интересам клиентов, их потребностям и последствиям вашего решения для них. Это означает ориентацию на процессы. Как ИИ вписывается в ваш бизнес-процесс? Диктует ли процесс правильное решение?»

ИИ и аналитика решают проблемы цепи поставок. Несмотря на то, что экономика возвращается к прежним темпам, сохраняется остаточный эффект кризиса, вызванного COVID-19, и риск дефицита самых разных наименований, от полупроводников до древесины, в результате перебоев на рынке. Аналитика и ИИ помогает компаниям прогнозировать, готовиться и видеть проблемы, которые могут привести к сбоям в поставкахтоваров и услуг. В области цепей поставок ИИ только начинает применяться, опрос, проведенный Американским центром производительности и качества, показал, что всего 13% руководителей ожидают каких-то существенных результатов в применении ИИ или когнитивных вычислений в следующем году. Еще 17% рассчитывают на умеренное воздействие. Компании все еще пользуются ручными методами отслеживания своих цепей поставок, ите, кто в ближайшие месяцы и годы внедрят ИИ, получат значительные конкурентные преимущества.

«В планировании работы цепей поставок при возможных перебоях это позволит добиться сразу двух полезных результатов, — говорит Парсонс. — Во-первых, ИИ можно использовать для решения простых вопросов. Так у сотрудников останется больше времени, чтобы заниматься более серьезными проблемами в цепях поставок. Однако системы ИИ также могут обеспечить поддержку в более сложных случаях, например, помочь с подбором возможных вариантов и более быстрым их анализом за счет доработки какого-то из предложенных решений к конкретной части проблемы».

ИИ способствует росту стартапов и одновременно помогает компаниям справляться с подрывными изменениями. Стартапы нацеливаются на сформировавшиеся отрасли, применяя последние технологии на основе данных для выхода на новые рынки с новыми решениями. ИИ и аналитика представляют «огромную возможность как для стартапов, так и для сформировавшихся компаний, — говорит Чакраборти. — Стартапы не могут применять ИИ обособленно. Они могут собрать лишь часть пазла. Здесь очень важно сотрудничество. У более крупных организаций есть возможность поглотить эти стартапы и сделать их частью своей экосистемы».

«В то же время ИИ помогает конкурировать со стартапами сформировавшимся компаниям — они могут тестировать потенциальные возможности и выполнять итерации быстрее и в гораздо большем масштабе, — говорит Джекилек. — Это помогает им быстрее выявлять области возможностей с высоким потенциалом, а также определять, имеет ли смысл вступать в конкуренцию или, особенно на ранних этапах, планировать поглощение».

Дальнейший стремительный рост бизнеса и инноваций будет обусловлен данными. По мере того, как мир выходит из кризиса, вызванного COVID-19, будут появляться возможности для предпринимателей, лидеров бизнеса и новаторов создавать стоимость и запускать новые проекты, в рамках которых можно будет быстро менять структуру и цели в зависимости от изменений потребностей клиентов. Технологии следующего поколения — искусственный интеллект и аналитика — будут играть ключевую роль в развитии бизнеса и продвижении инноваций, а также стимулировать появление новых бизнес-моделей.

Об авторе 

Джо Маккендрик (Joe McKendrick) — автор, независимый исследователь и спикер, исследующий инновации, тренды информационных технологий и рынки.

советуем прочитать
Спи крепче, управляй лучше
Кристофер Барнс
Переход на цифру не требует перестройки
Натан Ферр,  Андрей Шипилов