Дизайн-мышление как распознавание возможностей | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Дизайн-мышление как
распознавание возможностей

Предпринимательство, особенно инновационное, требует высшей степени умения распознавания.

Автор: Екатерина Храмкова

читайте также

«Если запретов не будет, люди будут летать»

Ибен Харрелл

«Монах на три дня», или Как побороть собственную лень

Михаил Рахлин

Менеджмент снизу вверх

Уитни Джонсон

Неужели кинотеатры умрут?

Гордон Берч,  Дэгон Чхо,  Майкл Смит,  Янфань Лян

Есть такая область математики — «распознавание образов». Мой бывший супруг, долгие годы работая в Японии, разработал программу, которая переводила растровые, в том числе рукописные изображения иероглифики в векторный формат, с которым уже можно было работать — редактировать, обрабатывать и так далее. Говорят, на тот момент, это была чуть ли не лучшая программа по работе с иероглифической письменностью — процент правильного распознавания был очень высоким. Поначалу Kanji — такое имя я придумала программе — использовали для работы с картами, большей частью географическими, потом открылись новые приложения. Вот представьте себе почтовое отделение: тысячи и тысячи писем и посылок. Одно дело сортировать и обрабатывать весь этот нескончаемый поток вручную, а другое – поставил сверху камеру, в которую заложена программа распознавания и конвейер, включая обработку данных — сколько раз Йошико-сан написала любимому дедушке, — автоматизирован. Японцы любят и умеют делать процесс красивым, элегантным. Это та самая эстетика, которая помогает красивым самолетам летать. Ну и само собой, дизайн-мышление налицо. Мир вокруг нас я вижу примерно так же: нескончаемый поток информации, которая только кажется, что она — знание. Ведь пока не вскроешь и не разберешься, — не переведешь все это безумное количество информации в действительно ценное для тебя know how, все эти пакеты и посылки просто мусор. Короче, «японская азбука» какая-то… Предпринимательство, особенно инновационное, требует высшей степени умения распознавания. Распознавания возможностей в потенциально безграничном мире вокруг нас. Вопрос в том, что кто-то видит их –— эти возможности, а кто-то смотрит на них и не замечает ничего, кроме непонятных иероглифов. Короче говоря, у кого-то программа по «распознаванию образов» встроена, а кто-то и не знает о ее существовании. Я к чему все это. В свое время партнерский мне бизнес-инкубатор МГУ, развивающийся при поддержке Intel, озаботился вопросом, а какими качествами, какой ментальностью должен обладать предприниматель, чтобы стать успешным. Была сформирована интересная команда экспертов, включая психологов, которые занялись данным вопросом. И — о, чудо! — выяснилось, что самыми важными компетенциями предпринимателя являются умения видеть благоприятные рыночные возможности и принимать решение в ситуациях неопределенности и высокого риска. К слову сказать, классическое определение предпринимательства гарвардского профессора Ховарда Стивенсона (Howard Stevenson), — это «поиск возможностей вне зависимости от ресурсов, которыми предприниматель обладает в данный момент». Но что значит «видеть возможности»? А то и значит, что распознавать их, то есть видеть за хаосом структуру. Или, как сказали Рита Макграф (Rita McGrath) и Ян Макмиллан (Ian McMillan), «что у предпринимателей общего — отлично заточенные навыки, которые позволяют им трансформировать хаос, неопределенность - в возможности. Так неопределенность — из врага — превращается в вашего союзника». По сути, именно об этом и говорят результаты исследования бизнес-инкубатора и именно это — поначалу интуитивно — вывело их на понимание того, что инструментарий, позволяющий оптимизировать процесс «распознавания возможностей», есть, и название ему «дизайн-мышление». Если кому интересно, книга «Компетентностный подход и роль дизайн-мышления в обучении инновационному предпринимательству» вышла в издательстве МГУ этой весной. Дело в том, что набор определенных правил и ментальных установок, связанных с дизайн-мышлением, может — и должен! — процветать не только в творческой дизайнерской среде. «Те же самые принципы и практики, которые способствуют появлению инновационного дизайна, могут и должны быть использованы для создания успешной компании. Так что лидеры будущего должны думать о бизнесе как о дизайн-процессе», — говорит Хидер Фрейзер (Heather Frazer), директор лаборатории Designworks, Rotman School of Management в Канаде. Именно эта бизнес-школа несколько лет назад ввела не только в лексикон бизнеса, но и в программу своего обучения такое понятие, как Business Design — «дизайн бизнеса». Как необходимо дизайн-мышление для создания успешного инновационного продукта — Product Design & Development, так же востребованными становятся его принципы в процессе разработки и выведения на рынок инновационного бизнеса — Business Design & Development. Почему? Да прежде всего, потому, что оба процесса — и product development, и business development — проходят через одну и ту же турбулентную стадию неопределенности, того самого погружения в неизвестное, получившее устойчивое название The Fuzzy Front End of Innovation: «полный неопределенностей и рисков начальный этап создания инновации». Очевидно, что прохождение именно этой стадии является неотъемлемым этапом в предпринимательстве, когда запускается инновационной старт-ап. И именно дизайн-мышление может помочь пройти через этот сложный этап с наибольшей результативностью.

И на заметку: «Хороший программист может быть как минимум в сто раз продуктивнее, чем средний. Разница не имеет ничего общего с технической, математической или инженерной подкованностью, — а в огромной степени заключается во вкусе, ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ, эстетическом даре», пишет Дэвид Гелернтер в книге «Красота машины: изящество и сердце технологии».