Что делать, если вашей компании не хватает денег

Что делать, если вашей компании не хватает денег
|19 июня 2020| Майк Хармон

В ответ на пандемию COVID-19 государства приняли меры, обрушившие мировую экономику. Это создало серьезные проблемы с ликвидностью для многих компаний в период, когда долговая нагрузка на корпоративный сектор небывало велика. Если экономические спады 2001 и 2008 годов привели к существенной нехватке средств лишь у относительно ограниченного числа организаций — тех, у кого было много долгов, а доходы зависели от фазы экономического цикла, текущий кризис заставил множество компаний лихорадочно искать деньги.

План А для большинства предприятий — действовать в рамках ограничений, обусловленных действующими финансовыми соглашениями. На практике это означает необходимость взять столько, сколько можно из имеющихся у них возобновляемых кредитных линий. Однако, когда эти и другие ресурсы иссякают, многие фирмы обнаруживают, что их потребность в ликвидных средствах при постоянно низком уровне дохода, делает структуру их капитала, в которой и так велика доля заемных средств, несостоятельной, особенно в условиях постепенного возвращения к жизни экономики США и других стран. Поэтому у множества компаний не будет другого выбора, кроме реструктуризации.

Что входит в реструктуризацию?

На самом базовом уровне реструктуризация — процесс пересмотра ключевых контрактов фирмы. Недаром Майкл Дженсен и Уильям Меклинг назвали фирму «сетью контрактов». Ключевые контракты могут быть операционными (договоры о создании совместного предприятия, контракты с сотрудниками и поставщиками и т. д.) или финансовыми (о сроках и условиях краткосрочных кредитов, ссудах, выпуске облигаций и разного рода акций). В этой статье я рассмотрю финансовые контракты.

Пересмотр финансовых контрактов помогает фирмам, столкнувшихся с дефицитом денежных средств, двояко. Во-первых, он позволяет им перераспределить финансовую и договорную нагрузку, связанную с их финансовыми обязательствами, так, чтобы она соответствовала их текущим ценностям и потокам денежных средств. Во-вторых, он облегчает приток нового капитала в бизнес.

Роль совета директоров в этом начинании будет зависеть от платежеспособности компании. Если та платежеспособна, совет поставит на первое место интересы акционеров. В противном случае ему придется рассматривать интересы кредиторов. В любом случае ключевая цель совета директоров — максимально повысить ценность предприятия. Для этого может понадобиться упрощение доступа к ликвидности, необходимой компании для финансирования доходной операционной деятельности и проектов.

Что касается кредиторов компании, те из них, кто рискует потерять капитал, могут смягчить эти потери тремя способами. Они могут позволить компании принять меры, максимизирующие ее стоимость, потребовав увеличить свою долю в этой стоимости или настояв на изменении структуры этой доли с тем, чтобы повысилась вероятность того, что со временем их инвестиции окупятся, возможно, и с прибылью.

В каком бы положении ни находилась реструктуризирующаяся сторона, в ее распоряжении будет один и тот же набор инструментов, позволяющих достичь ее целей. Я называю его «реструктуризационный инструментарий». Ниже описаны методы, которые в него входят. Я не привожу весь список, расскажу только о самых эффективных инструментах, которые компания или ее кредиторы могут применить, чтоб изменить ее финансовое положение. Также обратите внимание, что описанные инструменты применимы в соответствии с законодательством США, и во многих международных юрисдикциях разрешены похожие.

Инструменты делятся на две категории: применимые во внесудебном контексте и в рамках судебного процесса.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-izmeneniyami/833026

2020-06-19T15:23:46.584+03:00

Mon, 22 Jun 2020 16:28:08 GMT

Что делать, если вашей компании не хватает денег

Азбука реструктуризации финансов для вашей компании

Менеджмент / Управление изменениями

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/4r/w9atc/original-15t1.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия