Какие компании становятся суперзвездами | Harvard Business Review Russia
Экономика

Какие компании становятся суперзвездами

Джеймс Маника , Майкл Биршан , Шри Рамасвами
Какие компании становятся суперзвездами
APEXPHOTOS/GETTY IMAGES

Споры о компаниях-суперзвездах и «эффекте суперзвезды» все усиливаются — отчасти в ответ на быстрый рост глобальных технологических компаний в США. Но, присмотревшись поближе, можно заметить, что этот феномен — не то, чем он казался раньше. Возможно, здесь задействованы более сложные движущие силы.

В недавнем исследовании, проведенном McKinsey Global Institute, мы изучили феномен суперзвезд среди компаний, секторов экономики и городов. Суперзвездами мы называем компании, секторы и города со значительно большей долей доходов по сравнению с конкурентами и способные сильно от них оторваться. Мы обнаружили, что этот феномен действительно присутствует среди компаний, городов и (в меньшей степени) секторов. В этой статье мы уделим основное внимание компаниям, а в конце дадим краткий комментарий относительно секторов экономики и городов.

Мы проанализировали почти 6 тыс. крупнейших государственных и частных компаний, годовой доход которых превышает $1 млрд. На эти компании приходится две трети мировых доходов и прибыли до налогообложения и амортизации (EBTDA). Чтобы выделить компании-суперзвезды, мы взяли в качестве критерия экономическую прибыль (прибыль фирмы после вычета альтернативных издержек): из совокупного дохода мы вычли стоимость капитала и умножили результат на суммарные капиталовложения. Мы сосредоточились на экономической прибыли, а не на размере доходов, доле рынка или росте производительности, потому что эти критерии могут относиться просто к крупным компаниям, не создающим экономической ценности.

10% ведущих компаний, проанализированных нами (суперзвезды по нашим критериям), создают 80% всей экономической ценности в нашей выборке, то есть на них приходится 80% экономической прибыли фирм с доходом более $1 млрд. На 1% лучших компаний приходится 36% экономической ценности, создаваемой публичными и частными корпорациями такого уровня доходов по всему миру. 10% компаний с худшими показателями уничтожают приблизительно столько же экономической ценности, сколько создают компании-суперзвезды. Распределение экономической ценности также со временем становится более ассиметричным и в начале, и в конце рейтинга. Компании-суперзвезды сегодня в среднем создают в 1,6 раза больше экономической прибыли, чем 20 лет назад. Но на 10% компаний с самыми низкими показателями в свою очередь приходится в 1,5 раза больше экономического ущерба, чем 20 лет назад.

Вопреки расхожему мнению, к компаниям-суперзвездам относятся не только технологические гиганты Кремниевой долины. В их число входят компании из всех регионов и секторов, в том числе международные банки и производственные компании, западные потребительские бренды с давней историей и быстрорастущие технологические компании США и Китая. Более того, распределение по секторам и географическому положению компаний-суперзвезд сегодня разнообразнее, чем 20 лет назад. Суперзвезды принимают более активное участие в международных потоках торговли и финансов, более технологически развиты и занимают первые места в списках самых ценных компаний, самых уважаемых брендов, самых желанных мест работы и наиболее инновационных предприятий.

Но нет покоя голове в венце: в каждом бизнес-цикле почти половину компаний, входивших в звездные 10%, из этого списка вытесняют конкуренты. Среди 1% лучших компаний две трети не входили в этот процент еще десять лет назад. Значительные изменения в составе компаний-суперзвезд происходят как в начале, так и в конце рейтинга: когда звездные фирмы терпят крах, 40% из них оказываются среди 10% компаний с самыми низкими показателями. В то же время многим компаниям удается подняться с низших позиций — иногда до самого верха рейтинга. Такой уровень ротации сохраняется последние 20 лет.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Как спасти свой бизнес от копирования
Джейсон Дэвис,  Викас А. Аггарвал