Этический ориентир для лидера

Этический ориентир для лидера
|15 октября 2020| Макс Базерман

Уже скоро дороги будут принадлежать беспилотным автомобилям. Новые технологии позволят сократить число водительских ошибок и сохранить немало жизней, но аварии все же будут случаться. Встроенным в машины компьютерам придется принимать сложные решения. Например, если столкновение неизбежно, кого спасать: единственного пассажира или пятерых пешеходов? Следует ли отдавать предпочтение молодым или пожилым людям? Считать ли беременную женщину за двух потенциальных жертв? Автопроизводители должны будут заранее ответить на эти весьма непростые вопросы и запрограммировать машины соответствующим образом.

На мой взгляд, сталкиваясь с этическими вопросами, лидеры должны руководствоваться целью создания максимальной ценности для общества. Такой подход выходит за рамки набора простых этических правил вроде «не лгать» и «не жульничать». Он описан в работах философов Иеремии Бентама, Джона Стюарта Милля и Питера Сингера и предлагает четкие принципы принятия важных управленческих решений.

Столетиями философы спорили о том, что такое моральное действие и как должны поступать люди. Не так давно специалисты по поведенческой этике, основываясь на социальных исследованиях, показали, как люди поступают на самом деле, сталкиваясь с этическими дилеммами. Ученые объяснили, что среда и некоторые психологические установки могут побудить нас к сомнительным с точки зрения морали действиям даже вопреки нашим принципам. Поступая неэтично из соображений личной выгоды, мы часто не замечаем этого — такой феномен называют мотивированной слепотой. Скажем, мы можем считать, что вносим больший вклад в общее дело, чем происходит в действительности. Нам с коллегами удалось доказать: топ-менеджеры неосознанно закрывают глаза на серьезные проступки в компании, если это выгодно им самим или организации в целом.

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема
Системные когнитивные барьеры делают нас невосприимчивыми к собственным неэтичным действиям и решениям и мешают приносить миру максимум пользы.
Решение
Каждый из нас обладает как интуитивной, так и сознательной системой принятия моральных решений. Первая часто дает сбои, поэтому разумнее использовать вторую.
Реализация
Чтобы принимать более этичные решения, оценивайте варианты не по отдельности, а в сравнении; не думайте о личной выгоде; ищите компромиссы, максимально выгодные для всех сторон; и мудро распределяйте время.

МАКСИМИЗАЦИЯ ЦЕННОСТИ

Мой подход к повышению этичности решений сочетает в себе достижения философской мысли с прагматизмом бизнес-школ. В целом я придерживаюсь концепции утилитаризма, предложенной Бентамом: согласно ей, моральными считаются действия, ведущие к максимальному увеличению пользы (здесь я буду называть ее ценностью). И речь идет не только о максимизации общего блага, но и о минимизации общего вреда. Для достижения этой цели необходимо эффективно принимать решения без оглядки на личную выгоду и избегать трайбалистского мышления (например, национализма или внутригруппового фаворитизма). Полагаю, вам в целом близка эта цель, даже если вы ставите превыше всего права и свободы личности, независимость и самостоятельность. Придерживаетесь иной точки зрения? Попытайтесь увязать задачу максимизации ценности с близкой вам философской концепцией.

В целом решения, диктуемые утилитаризмом, чаще всего согласуются с большинством философских учений, а значит, могут служить неким ориентиром для этической оценки лидера. Впрочем, подобно другим философским концепциям, строгий утилитаризм не всегда дает простые ответы. Его логику и недостатки можно увидеть на примере поиска решений для беспилотных автомобилей. Если цель состоит в простой максимизации ценности, автомобиль следует запрограммировать таким образом, чтобы он стремился минимизировать страдания и потери; при этом пассажиры не должны наделяться каким-то особым статусом. И когда машине придется решать, кому спасать жизнь — единственному пассажиру или пятерым пешеходам, — она должна будет пожертвовать пассажиром.

Разумеется, здесь возникает ряд вопросов: а что, если пассажирка беременна? Что, если она моложе пешеходов? Простых ответов на эти вопросы утилитаризм не дает.

Кроме того, автопроизводители могут резонно возразить: разве кто-то купит автомобиль, который не ставит жизнь своего владельца превыше всего? Автоконцерны, не отдающие приоритет пассажирам, проиграют конкурентам, а покупатели в итоге предпочтут менее безопасные машины, управляемые людьми. И все же идеи утилитаризма хорошо помогают понять, какие регламенты позволят обеспечить максимальную выгоду для всех.

Хотя большинство менеджеров никогда не столкнутся на практике с такими сложными этическими проблемами, как программирование беспилотных автомобилей, этот пример показывает, как важно оценивать принимаемые решения любого масштаба (ваши и ваших подчиненных) с точки зрения их ценности для общества. Многие считают, что лидеры с высокими моральными качествами всего лишь следуют ряду простых правил вроде упомянутых выше. Но когда такой лидер принимает справедливые кадровые решения, идет на взаимовыгодный компромисс в переговорах или грамотно распределяет свое и чужое время, он максимизирует «пользу» — создает наибольшую ценность для общества и таким образом поступает этично и делает более этичной свою организацию.

ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ

Психолог Даниэль Канеман и его коллеги задавали участникам исследования два вопроса:

  1. Сколько вы были бы готовы заплатить, чтобы спасти 2 тыс. перелетных птиц от гибели в разливах нефти?

  2. Сколько вы были бы готовы заплатить, чтобы спасти 200 тыс. перелетных птиц от гибели в разливах нефти?

Исследование показало: люди, которым задавали второй вопрос, называли примерно те же суммы, что и люди, отвечавшие на первый. Конечно, если цель состоит в создании максимальной ценности, то разница в количестве спасенных птиц должна влиять на нашу готовность платить. Этот пример показывает ограниченность нашего этического мышления и указывает на то, что для принятия более этичных решений необходим осознанный рациональный (а не интуитивный) выбор в пользу создания максимальной ценности.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/etika-i-reputatsiya/840806

2020-10-15T10:57:10.000+03:00

Thu, 15 Oct 2020 07:59:42 GMT

Этический ориентир для лидера

Как принести обществу больше пользы

Бизнес и общество / Этика и репутация

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/7e/ybmjv/original-18he.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Смотрите на YouTube-канале HBR Россия «Счастливая жизнь после работы» vs «Умереть у станка»
Подробнее
Закрыть

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия