Местный союзник или троянский конь? | Большие Идеи

・ Исследования

Местный союзник или
троянский конь?

Кого назначать на высшие должности в зарубежных филиалах

Местный союзник или троянский конь?
Иллюстрация: Анастасия Полухина

читайте также

Менеджеры зарубают идеи, которые нравятся потребителям

Дженнифер Мюллер

Ваша команда не читает ваши мысли

Анна Раньери

Как починить «мудрость толпы»

Джоанна Бруннедер,  Дирк Дейхманн,  Огуз Аджар,  Тарун Сарвал

Веришь — не веришь

Гэлфорд Роберт,  Энн Драпо

Мультинациональные компании (МНК), как явствует из самого названия, присутствуют сразу в нескольких странах, открывая повсюду свои отделения или филиалы. По мере расширения географии они постоянно решают для себя вопрос: кто будет управлять зарубежной «дочкой»: выходцы из центра или граждане страны, в которой компания намерена вести бизнес?

В экономической и бизнес-литературе многократно описаны преимущества местных руководителей перед экспатами: первые обладают ценными знаниями о рынках труда и сбыта в своей стране, имеют связи, которые могут быть полезными для бизнеса, отлично ориентируются в институциональной и бизнес-среде своей страны. Они легче находят общий язык с сотрудниками, а власти страны, местные инвесторы дочерней компании (если таковые имеются) и другие стейкхолдеры больше доверяют МНК, если среди ее управленцев видят своих соотечественников. К тому же менеджеры-экспаты, как правило, обходятся дороже: даже при одинаковой зарплате у них обычно более дорогой социальный пакет, покрывающий их затраты, связанные с переездом.

Все это, казалось бы, должно заставить компании сделать однозначный вывод: в свои зарубежные филиалы надо привлекать местные кадры не только на рядовые, но и на управленческие позиции.

В реальности же картина совершенно иная, как явствует из масштабного исследования, проведенного Якобом Мюльнером и Патрицией Клопф из Венского Университета бизнеса и экономики и их коллегой по Венскому университету Филлипом Нелом, который, кроме того, работает в бизнес-школе Копенгагена.

Были собраны данные о 4029 филиалах глобальных компаний, работающих в 50 развивающихся странах. 24% выборки пришлось на Малайзию, по 13% — на Чехию и Таиланд, 10% — на Румынию. В выборку также попали 292 российских филиала. Исследователи рассматривали только дочерние компании, приносящие не менее $5 млн годовой выручки со штатом не менее 10 человек, причем такие, в которых МНК владеет контрольным пакетом (в рамках выборки средняя доля материнской компании в капитале составила 82%). Среди управленцев местные кадры в среднем составляли 58%, но разброс от страны к стране и от компании к компании был очень большим.

От чего же зависит национальный состав управленческой команды?

Авторы исследования ответили на этот вопрос с позиций институциональной экономики. Зарубежным «дочкам» крупных международных компаний приходится оперировать сразу в двух институциональных средах: материнской компании, как правило, работающей в одной из ведущих мировых экономик (в выборке лидировали Япония, США, Германия, Великобритания, Франция, Сингапур), и развивающейся стране, в которой расположен филиал. По мнению авторов, степень развития институтов в материнской и дочерней компаниях определяет как положительный, так и отрицательный эффект от назначения «местных» на руководящие должности.

Разберем, например, такой показатель, как уровень коррупции (авторы определяли его по позиции страны в индексе Transparency International). С одной стороны, у местного управленца гораздо больше знаний о скрытой механике противозаконных и полузаконных сделок в родном государстве, чем у иностранца, и значит, больше шансов справиться с ее проявлениями в работе филиала. Но, с другой стороны, ему может показаться, что легче и выгоднее вести бизнес в соответствии с привычными понятиями, а не стандартами материнской компании. Окружающее бизнес-сообщество может оказывать на него давление, заставляя предпочесть определенных поставщиков, дистрибуторов и прочих партнеров. В такой ситуации он может оказаться не союзником мультинациональной компании, а троянским конем — пишут авторы исследования.

Получается, что, с точки зрения противодействия коррупции, с одной стороны выгоднее поручить управление «местному», а с другой — не нанимать его. Причем чем выше уровень коррупции в стране филиала, тем больше доводов как за это решение, так и против него. Говоря экономическим языком, растут и выгода, и издержки от присутствия представителя страны в качестве руководителя. Бизнес-литература всячески подчеркивает именно преимущества местных управленцев в коррупционной среде, причем эти преимущества тем более значимы, чем выше уровень коррупции.

Оказалось, что модель, теоретически предсказанная авторами, хорошо описывает реальный выбор: в филиалах, расположенных в странах со средним уровнем коррупции, местные управленцы составляют около 80%, а в странах с высоким риском коррупции их доля падает до 20%. Эта доля зависит не только от абсолютного уровня коррупции в стране пребывания, но и от разницы уровней между этой страной и страной происхождения материнской компании.

Что же касается других институциональных факторов: развитости контрактного права и уровня поддержки права собственности в судах — то здесь зависимость прямая: чем лучше развиты эти институты в стране филиала, тем больше шансов, что МНК назначит здесь управленца «из местных». К прочим факторам, влияющим на выбор, относятся размер и опыт МНК. Чем крупнее компания, чем шире география ее присутствия и чем больше ее международный опыт, тем меньше она боится «троянского коня». Это значит, что у крупных международных игроков накапливаются процедуры и методы, позволяющие им увереннее работать в условиях других институциональных систем.

«Мы также получили интересные результаты в отношении топ-менеджеров филиалов, — пишут авторы. — Хотя данных для окончательных выводов маловато, но, похоже, что те же закономерности здесь еще более выражены». В странах с высоким уровнем коррупции и плохими институтами (по сравнению со страной-учредителем) МНК неохотно назначают топ-менеджеров «из местных».

И вот выводы, которые пригодятся всем компаниям, уже перешагнувшим границы своей страны или собирающимся расширяться ­глобально. Прежде чем открывать филиал или представительство в какой-либо стране, оцените надежность ее правовой сферы и уровень коррупции. Это поможет вам принять решение, кому доверить управление: экспатам или местным. Но, главное, надо усвоить, что решение в любом случае будет компромиссом и должно исходить из соотношения рисков. Принимая на работу экспата, вы рискуете потерять очень ценные знания об особенностях национального бизнеса, а поставив на управленческую должность местного, можете столкнуться с оппортунистическим поведением и снизить уровень стратегической и культурной общности в своей компании (вспомним недавние скандалы в зарубежных филиалах Deutsche Bank и Danske Bank). Умение найти правильный баланс между этими двумя рисками приходит с опытом.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ Muellner J et al., Trojan Horses or Local Allies: Host-country National Managers in Developing Market Subsidiaries, Journal of International Management, 2017

Екатерина Кимпеляйнен: «Большинство мультинациональных компаний очень политкорректны»

Екатерина Кимпеляйнен — партнер международной компании по подбору менеджеров высшего звена Amrop. Основываясь на своем 20-летнем опыте, Екатерина рассказала «HBR — Россия» о том, как мультинациональные компании подходят к поиску топ-менеджеров для своих российских филиалов.

По вашему опыту: насколько важно гражданство при подборе кандидатов на управленческие позиции?

Безусловно, гражданство принимается в расчет. Насколько жестко задан этот параметр, в большой степени зависит от размера филиала компании. Если речь идет о начинающем филиале с совсем небольшим объемом операций, гражданство даже первого лица не главный фактор. Если же мы говорим о больших инвестициях в нашу страну и, соответственно, о больших рисках, то первое лицо — это почти всегда экспат. Компания Pepsi с многомиллиардным бизнесом в нашей стране за почти 30-летнюю историю никогда не назначала россиянина главой местной «дочки» — хотя среди гендиректоров их бизнес-юнитов россияне были и есть. В очень крупный филиал на роль гендиректора приглашают экспата не только в силу большой ответственности этой позиции, но и потому, что она предполагает стратегическое видение. Трудно найти российских топ-менеджеров, которые им обладают и при этом готовы работать в международных корпорациях. Это не значит, что среди российских лидеров нет визионеров и стратегов: просто люди такого склада обычно предпочитают работу в российской компании, где им дают гораздо больше полномочий.

А что вы видите на позициях уровнем ниже?

За 20 лет работы Amrop с мультинациональными компаниями (МНК) у нас собралась статистика. Руководители, отвечающие за поддерживающие функции: HR, ИТ, логистику или даже операции, очень часто местные. То же самое касается директора по продажам. А вот директором по маркетингу россияне становятся нечасто, потому что эта позиция требует стратегического мышления. Найти для МНК людей с маркетинговым видением на российском рынке сложно, хотя бы потому, что те, кто им обладает, часто запускают свой бизнес. Что касается финансового директора: в самых крупных филиалах, таких как у Nestlé или Philip Morris, на эту позицию ставят экспата, что связано с рисками. Но в компаниях помельче, с годовым оборотом до $1 млрд, на удивление много финансовых директоров- россиян. У нас большое количество компетентных в этой сфере специалистов, и вырастить их в компании или подобрать на рынке довольно просто.

Зависит ли готовность назначать россиян на управленческие позиции от страны происхождения МНК?

Мы работали с МНК из Азии, Европы и Америки, но не заметили между ними особых различий в подходах к этому вопросу. Данный фактор гораздо менее важен, чем объем операций. И даже между компаниями из одной страны нет единого подхода к «национальной политике». Скажем, я много работала с финнами и сталкивалась с двумя крайностями: одни компании сразу ставят местных руководителей и потом не понимают, почему что-то пошло не так, а другие редко доверяют управление россиянам, и в результате случается, что у них работают местные специалисты, гораздо более сильные, чем их начальники-экспаты. Это мешает бизнесу и рождает недовольство в офисе. Может быть, дело в том, что финские компании не очень мультинациональные. Они работают не во всем мире, а только в своем регионе Европы и еще на нескольких рынках. Возможно, поэтому у них нет опыта, позволяющего найти верную грань доверия к местным управленцам.

Приходилось ли вам сталкиваться с какими-либо предрассудками либо предубеждениями относительно управленцев-россиян?

Большинство МНК очень политкорректны, они даже в письменной заявке не сообщают рекрутерам, что предпочли бы экспата на какую-то позицию. 25 лет назад, когда мы только начинали бизнес по подбору кадров, а они только приходили в Россию, МНК просто привозили своих кандидатов. Спустя 10 лет многие стали говорить: на эту позицию мы хотим либо местного, либо экспата. И если предпочитали экспата, говорили об этом со смущением.

Каковы нынешние тренды? Наблюдаете ли вы активный отток иностранных управленцев из МНК и компаний, имеющих российское происхождение?

Года три-четыре назад, когда ухудшилась экономическая ситуация, небольшой отток был. Уехали те экспаты, которых в Россию привела надежда на быстрый карьерный рост. С тех пор оттока мы не видели.

А охотно ли сейчас иностранцы едут в Россию работать?

Нам поручают подобрать нового экспата для компаний довольно редко: только если зарубежной МНК некого привезти в Россию и в здешнем филиале нет подходящего человека. Но в этих редких случаях найти в Европе топ-менеджера для российского филиала стало труднее. Из стран Азии и Латинской Америки к нам едут охотнее. А, скажем, 10 лет назад такой проблемы не было.

Получается, что выходцы из развивающихся стран приезжают в Россию руководить филиалом западной компании. Но ведь они носители двух бизнес-культур: своей страны и страны материнской компании. Наверное, российским сотрудникам труднее их понять в силу этой двойственности.

В целом, да, россиянам труднее с шефом, который несет черты иной культуры, помимо страны материнской компании. Помню, когда Gillette еще была отдельной компанией, туда приехало много экспатов-пакистанцев, и многие русские тогда ушли, потому что им было некомфортно. Руководитель-экспат выступает как носитель бизнес-стандартов своей материнской компании. А экспаты из других стран (зачастую это еще молодые люди) не всегда успели воспринять ее культуру достаточно глубоко. Вообще же успех руководителя-экспата прежде всего зависит от личностных факторов: открытости и интереса к другой культуре. Чтобы преуспеть в чужой стране, одних бизнес-компетенций недостаточно.