Что делать бизнесу условиях перебоев в цепи поставок | Harvard Business Review Russia
Тренды

Что делать бизнесу условиях перебоев в цепи поставок

Бенджамин Грант , Билл Радзевич , Питер Хэнбери
Что делать бизнесу условиях перебоев в цепи поставок
Фото: MirageC/Getty Images

Руководство компаний изо всех сил старается защитить бизнес от последствий мирового дефицита полупроводниковых микросхем. Но многие недооценивают значение подразделений, которые могут существенно облегчить работу предприятий в этот беспокойный период, — проектно-технического отдела.

Микросхемы стали неотъемлемой частью самых разных продуктов, и дефицит этих компонентов мешает работе широкого спектра отраслей. Несмотря на все старания компаний противостоять его влиянию, некоторым из них пришлось уменьшить годовой объем производства на целых 25%.

У этой проблемы нет быстрых решений. Многие управленцы убедились в этом на горьком опыте. Хотя сейчас уже виден свет в конце тоннеля, ожидается, что дефицит будет наблюдаться как минимум вплоть до второго квартала 2022 года включительно. Более того, в будущем нас ждут и другие перебои в цепи поставок, причем, вероятно, они затронут не только полупроводники.

Большинство управленческих команд противодействует непосредственным последствиям дефицита. Некоторые еще в его начале устроили «военные советы», чтобы спланировать ответные меры и пересмотреть свою стратегию работы с цепями поставок. Многие увеличили товарные запасы на случай их нехватки. Компании также позаботились о более точном и долгосрочном прогнозировании спроса, а некоторые из них изменили ценовую политику так, чтобы переключить внимание потребителей на более доступные из предлагаемых ими продуктов.

Эти тактики, безусловно, меняют ситуацию к лучшему, но не устраняют коренную причину проблемы. Лидирующие компании — на шаг впереди. Они поручили своим проектно-техническим командам оперативно отрегулировать корпоративный подход к проектированию продукции таким образом, чтобы быстрее и эффективнее смягчать последствия перебоев в цепи поставок. Есть два подхода к таким мерам: проектирование для повышения устойчивости и проектирование для расширения доступности.

Проектирование для повышения устойчивости — профилактическая мера. Инженеры прибегают к ней, когда компания еще не столкнулась с неизбежными перебоями в цепи поставок, но все-таки считает их возможными и стремится к ним подготовиться. У нее достаточно времени, чтобы найти проектные решения, позволяющие ослабить зависимость от дефицитных компонентов и сделать производственный процесс более гибким. Это может случиться на ранних этапах жизненного цикла товара, до его выхода на рынок, или уже после его поступления в продажу. В последнем случае ему пойдет на пользу более основательное, глубокое перепроектирование.

Проектирование для расширения доступности предпринимается, когда перебои в цепи поставок уже затронули компанию, и ей нужны срочные, прицельные изменения продукции с использованием доступных компонентов, чтобы оперативно отреагировать на происходящее.

Проектирование для повышения устойчивости

Ведущие компании постоянно совершенствуют свою продукцию, чтобы повышать ее устойчивость. В идеале это делается в начале разработки товара, еще до начала перебоев в снабжении.

Если компания до сих пор не сделала устойчивость краеугольным камнем своего подхода к разработке продукции, возможно, имеет смысл провести более глубокое, основательное перепроектирование. Вот о чем важно подумать. Во-первых, есть ли у проектно-технической команды полномочия и навыки, нужные для переосмысления архитектуры продукта с целью сделать его более независимым от деталей, подверженных риску дефицита (изготавливаемых на заказ или приобретаемых у малого количества поставщиков)? Готова ли компания пожертвовать какими-либо характеристиками продукта, зависящими от таких деталей? Уверена ли компания, что у нее достаточно времени, чтобы закупить их в количестве, которое потребуется на весь срок перепроектирования продукции?

Компании с более устойчивыми товарными портфолио могут эффективнее конкурентов действовать в ходе грядущих потрясений в цепи поставок. Благодаря этому они могут свести до минимума влияние перебоев, а также быстро отреагировать на них и при необходимости адаптировать свои продукты. Более того, самые успешные меры по перепроектированию для повышения устойчивости могут остаться никем не замеченными за пределами компании, и дефицит комплектующих заметно не отразится на ее работе и продукции.

В ходе работы с нашими клиентами и анализа мирового ландшафта мы обнаружили несколько специфических особенностей более успешных стратегий повышения устойчивости.

Об авторах

Бенджамин Грант (Benjamin Grant) — младший партнер Bain & Company (направление новых производственных технологий и услуг).

Билл Радзевич (Bill Radzevych) — партнер Bain & Company (направления технологий и облачных сервисов, а также новых производственных технологий и услуг).

Питер Хэнбери (Peter Hanbury) — партнер Bain & Company (направление технологий и облачных сервисов), руководитель практики передовых методов производства в Северной и Южной Америке.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Человек и его штрих-код
Мария Божович