Подлинный лидер нуждается в харизме | Harvard Business Review Russia
Психология

Подлинный лидер нуждается в харизме

Розабет Мосс Кантер
Подлинный лидер нуждается в харизме

Те новые бизнес-лидеры и многообещающие предприниматели, на которых я готова была бы сделать ставку, имеют одну общую черту: харизму. Много харизмы.

«Пол Ли» (имя вымышленное) прекрасно умеет убедительно представлять свое видение и завоевывать доверие. Неиссякаемый интерес к людям превратил его в великолепного коммуникатора, он за полчаса чартерного рейса успевает обзавестись новыми друзьями. Его отношения с потенциальными инвесторами и известными лицами в спорте и сфере развлечений основаны на личном шарме и готовности оказывать персональные услуги — например, добыть детям билеты на матч или тут же, позвонив по мобильному телефону, свести с нужным человеком. Его обаяние проистекает не из увлекательных монологов, а из умения слушать: сначала он внимательно выслушает, а затем вовлекает человека в тот вид деятельности, который, судя по его рассказу, ему наиболее близок. Он уволился из известной компании, а уже два года спустя построил свой мини-концерн с отделениями в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Он привлекает деньги, поддержку знаменитостей, пожертвования на благотворительность, он все время находит новых приверженцев и умеет их сохранять.

Бизнес-модель Ли предполагает создание основной маркетинговой компании, вокруг которой организуются спутниковые стартапы — они вправе использовать возможности основной материнской компании, чтобы реализовать свой потенциал. Его модель лидерства предполагает, что каждый человек в организации должен чувствовать себя особенным и его индивидуальные потребности должны быть удовлетворены, но в то же время все должны также работать вместе и черпать силы в своем единстве. На благотворительных мероприятиях, которые супруги Ли проводят в поддержку нескольких опекаемых ими фондов, он приглашает гендиректоров, своих школьных друзей и известных рок-музыкантов. Компания Ли привлекательна для всех, потому что это мир приветливый и дружелюбный. Здесь не чувствуется ни соперничества, ни вражды (хотя я догадываюсь, в каком черном свете он мог бы выставить конкурента, если бы захотел).

Харизма не равна искусству оратора или набору избитых приемов. Ли вовсе не искусный говорун или выдающийся писатель. И в харизме всегда присутствует какая-то суть — Ли должен давать результат и он его дает, потому что умеет вовлечь в работу самых правильных людей, и они в свою очередь зовут лучших. Он еще только начинает самостоятельную карьеру в качестве частного предпринимателя, но люди ему верят — точнее, верят в собранные им команды, а это он делает, притягивая лучших специалистов как магнитом. Такой магнетизм и есть харизма.

Читайте материал по теме: Настоящий лидер признает свои ошибки

Последнее время значение харизмы стали преуменьшать. Гуру по психологии лидерства ныне отвергают саму теорию «великого мужа» (женщин среди бизнес-лидеров все еще настолько мало, что так и не сложилась теория «выдающийся женщины»). Подчеркивается важность мультилидерства, умения следовать намеченной цели, распределять полномочия, работать в команде.

Разумеется, ни один человек не может преуспеть в одиночку. Даже «ходящие по воде» (этот тип лидеров — один из самых любимых, о них вы можете прочесть в моей книге «Уверенность») на самом деле ступают по камням, то есть имеют твердую систему поддержки. Правда и то, что понятие «харизма» имеет религиозную окраску — представляется слепая вера, с какой люди следуют за вожаком в смертельную ловушку или же полагаются на нового гендиректора, который чудом спасет разваливающуюся компанию. Но не стоит впадать и в другую крайность, вовсе отбрасывая фактор личной привлекательности, которая помогает человеку стать подлинным лидером.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Групповое мышление — враг инноваций
Алек Левенсон ,  Дженнифер Мюллер ,  Сара Харви
Лидеры широкого профиля
Марина Иванющенкова