Помешательство или новый рынок: как разобраться в платформах NFT | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Помешательство или новый рынок: как разобраться в
платформах NFT

Что нужно знать об NFT-площадках

Авторы: Павел Киреев , Питер Эванс

Помешательство или новый рынок: как разобраться в платформах NFT
HBR Staff/Andriy Onufriyenko/Getty Images

читайте также

От недовольства к мотивации: что делать, если сотрудник настроен негативно

Дейн Дженсен

Законы конкурентного сотрудничества

Адам Бранденбургер,  Барри Нейлбафф

Алексей Кудрин. Инвестиционная пауза

Анна Натитник

Гормон борьбы, фермент тревоги

Мария Божович

Может показаться, что невзаимозаменяемые токены (NFT) — это временное помешательство, но только в третьем квартале 2021 года объем продаж NFT превысил $10 млрд. Уже ясно, что эта новая технология — инструмент на основе блокчейна, который позволяет всем желающим монетизировать цифровой контент, — превращается в большую отрасль. Например, в марте этого года музыкант 3LAU объединился с криптостартапом Origin Protocol и создал специальную платформу, где продал свой новый альбом в виде NFT за $11,6 млн. Художник Beeple продал свою теперь знаменитую цифровую картину за $69 млн через аукцион Christie’s. А система NBA Top Shot, которая принадлежит криптоплатформе Dapper Labs и позволяет фанатам торговать видеозаписями лучших моментов из баскетбольных матчей, достигла оборота свыше $715 млн.

В ответ на этот огромный рост художники и предприниматели из самых разных сфер — торговли, музыки, индустрии развлечений, товаров широкого потребления, моды и не только — начали изучать способы работы с миром NFT. Некоторые продавцы стали открывать собственные NFT-площадки, но большинство решили, что им лучше подойдет сотрудничество со сторонней платформой. Это снижает первоначальные затраты, дает выход на большую клиентскую базу и полезные дополнительные услуги — например, маркетинговую, юридическую и техническую поддержку.

Что такое площадка NFT

Такие платформы, как Spotify или Netflix, предоставляют безлимитный доступ к цифровому контенту за подписку. NFT-платформы, напротив, основаны на идее, что цифровые, как и физические вещи, тоже могут быть уникальными (ограниченными по количеству копий), а значит, ими можно владеть и торговать. Эти платформы проверяют цифровой контент с помощью блокчейн-технологий — так же, как традиционные аукционные дома изучают провенанс вещи, чтобы убедиться, что это оригинал, а не копия. Некоторые платформы предлагают даже возможность «уничтожать» файлы, что еще раз подчеркивает идею их дефицитности. Кроме того, блокчейн-журналы транзакций помогают распределять роялти, автоматически передавая автору оригинала долю от каждой последующей продажи NFT-объекта.

Как в случае с любой новой технологией, хорошая площадка поможет вам выйти на новые рынки и новые источники прибыли, но и у плохой площадки могут быть существенные побочные эффекты — а с новой быстроразвивающейся технологией, такой как NFT, правильный выбор далеко не всегда очевиден. Чтобы избежать дорогостоящих ошибок, нужно изучить список платформ, доступных вам на данный момент, и определить, какая из них лучше всего подойдет для вашего NFT-предложения.

Какие бывают платформы?

Нужно учитывать довольно много факторов, но нам кажется особенно удобным классифицировать платформы по шкале от упрощенных до дополненных. Упрощенные платформы поддерживают более широкий ассортимент NFT, но дают продавцам лишь самые общие услуги, а дополненные специализируются на конкретном типе NFT и предлагают больше услуг.

Из упрощенных платформ можно выделить, например, OpenSea и Rarible — площадки для аукционов и продажи по фиксированной цене разных видов NFT. Они похожи на традиционные интернет-маркетплейсы — eBay, Etsy или Mercari. Эти площадки в первую очередь обеспечивают эффективность транзакций и удобную платежную инфраструктуру, принимая и кредитные карты, и криптовалютные платежи в Bitcoin, Ethereum и иногда в других специализированных токенах. Дополнительных услуг они почти не предлагают, зато за счет охвата обычно могут похвастаться достаточно большой и разнообразной аудиторией.

И напротив, дополненные маркетплейсы обычно концентрируются на более узких нишах и предлагают дополнительные услуги: «чеканку» (собственно создание токенов), маркетинг, кураторство, рекомендации по установке цен, трекеры коллекций и даже полноценные игры на основе NFT. Например, магазин NBA Top Shop продает, собирает в пакеты и рекламирует баскетбольные хайлайты, SuperRare занимается визуальным искусством и предлагает мощную систему кураторства и рекомендаций, а Sorare, посвященный цифровым спортивным карточкам, проводит конкурсы по фэнтези-футболу, в которых можно использовать купленные на платформе карточки.

Эти специальные услуги добавляют немалую ценность — и, конечно, за них приходится доплачивать. Чтобы компенсировать ресурсы, затраченные на строительство, интеграцию и поддержку этих инструментов и ресурсов, дополненные платформы обычно взимают более высокую комиссию за каждую транзакцию, а также большую сумму за первоначальную настройку. Упрощенные платформы, как правило, требуют меньших первичных и текущих вложений, зато участникам приходится вкладывать собственные ресурсы или нанимать экспертов для разработки, чеканки и маркетинга своих NFT.

Как выйти на этот рынок?

Как же определить, какой вид платформы лучше всего подойдет вашему бизнесу? Компаниям с широким ассортиментом интеллектуальной собственности и конкретной целевой аудиторией может быть выгодно партнерство с дополненной платформой. Чем больше у вас монетизируемого контента, тем вероятнее, что большие первоначальные инвестиции окупятся. Узкоспециальный опыт дополненной платформы обеспечит успешный запуск и принесет вам дополнительную стоимость через вторичные инструменты и сервисы.

Если вы не уверены, какие именно специализированные услуги нужны вашему бизнесу, обратитесь за вдохновением к экспериментам других авторов. Например, художники могут продавать на таких платформах свои эксклюзивные видеоработы, а спортивные команды — предлагать покупателям NFT бесплатное общение с командой или VIP-статус. Например, в McLaren Racing недавно запустили программу, в которой фанаты могут собирать цифровые версии деталей гоночной машины «Формулы-1», и первый фанат, который купит все 22 нужных NFT и соберет целую машину, получит бесплатную поездку на гонку «Формулы-1». Кроме того, некоторые дополненные платформы предоставляют подробную аналитику данных: когда были выпущены другие доступные на рынке NFT, сколько NFT чеканят конкуренты, каковы объемы продаж и т. д. Компании могут использовать эти данные, чтобы принимать более осознанные решения о чеканке и ценообразовании своих токенов. Например, NBA Top Shot предлагает страницу подробной аналитики для каждого NFT. В эту аналитику входит обзор рыночной активности, история владения токеном и т. д. А площадка электронной музыки RCRDSHP предоставляет пользователям подробную аналитику как по отдельным NFT, так и по общему состоянию рынка. Охват специализированных платформ может быть более узким, зато на этом узком рынке они будут чрезвычайно эффективны. Так, объем транзакций на Sorare составил почти $20 млн за последний месяц и свыше $100 млн за прошлый год.

Однако продуктам с более широкой аудиторией, вероятно, стоит объединиться с упрощенной платформой. Например, Coca-Cola вместе с OpenSea продали с аукциона NFT Loot Box, в который вошли цифровые версии винтажных кулера, куртки и логотипа Coca-Cola, а также настоящий полный холодильник Coca-Cola, который привезли победителю домой. Это предложение было достаточно простым и не требовало никакой специализации, поэтому для него подошла упрощенная платформа OpenSea. (NFT-коллекция была продана более чем за $575 тыс., и Coca-Cola пожертвовала их в пользу организаторов Специальной Олимпиады — Special Olympics International.)

Что ждет нас в будущем?

Возможно, вы уже задумались, у какой из этих платформ лучшие шансы стать законодателем стандартов в отрасли, каким когда-то в своей сфере стал Amazon. На традиционных рынках все действительно обычно достается одному победителю, и когда одна платформа достигает успеха, конкурентам становится сложно ее обогнать, поэтому важно постараться вложиться в ту платформу, которая точно не устареет. Но, как нам кажется, на рынке NFT в отличие от традиционных рынков ни одна платформа не достигнет такого доминирования. Тому есть две причины.

Во-первых, рынки NFT сами по себе более открыты, чем традиционные рынки. Они построены на общедоступных блокчейнах, поэтому большинство данных о транзакциях тоже общедоступны. Это сдерживает возможности платформ по ограничению доступа и созданию монополий.

Кроме того, успех дополненных платформ показывает, что дифференциация выгодна как покупателям, так и продавцам. Мы уже видим, что существует спрос на несколько параллельно существующих рынков NFT, каждый из которых будет сконцентрирован на своей сфере и будет предлагать специальные инструменты, чтобы помогать своим партнерам добиться успеха. Даже в каждой отдельной сфере может существовать сразу несколько платформ, если они будут дифференцированы по инструментам и функционалу: например, одна специализируется на чеканке, а другая — на играх, сопровождающих NFT-искусство.

Среди упрощенных платформ сценарий, при котором победитель получает все, может быть более вероятным: площадка с минимальной стоимостью транзакций, скорее всего, привлечет максимальную долю продавцов и покупателей. Но они никогда не смогут предложить такую степень кастомизации и отраслевой поддержки, как дополненные платформы. Инвесторы тоже согласны с этими выводами: у упрощенных платформ дела идут хорошо, но и дополненные легко привлекают средства. Так, Dapper Labs были оценены в $7,6 млрд, а Sorare — в $4,3 млрд и привлекли рекордную сумму инвестиций в $680 млн.

Поэтому мы не советуем ждать, пока появится «NFT-Amazon». Оцените доступные площадки, поймите, насколько они сочетаются с вашими предложениями и потребностями, и если найдете площадку, которая покажется вам подходящей, начинайте на ней работать.

NFT — это все еще растущая индустрия, но она уже показала потенциал высокой прибыльности и создала настоящую ценность как для покупателей, так и для продавцов. Сначала это был научный эксперимент криптофанатов и склонных к риску электронных художников, а теперь он постепенно становятся мейнстримом. Кем бы вы ни были — крупным брендом наподобие NBA или начинающим независимым художником, сначала найдите правильную платформу: это ключевой первый шаг, чтобы привлечь клиентов и закрепить свою позицию в новой цифровой экономике.