Китайский путь: как помогать и вредить инновациям одновременно | Harvard Business Review Russia
Управление инновациями

Китайский путь: как помогать и вредить инновациям одновременно

Анил Гупта
Китайский путь: как помогать и вредить инновациям одновременно
hbr.org

Все говорит о том, что китайские власти решительно настроены направить страну к новым вершинам научно-технического прогресса. Поскольку эпоха дешевого китайского производства постепенно подходит к концу, именно инновации стали ключевым элементом плана государственного развития.

Учитывая идеологический настрой этой страны, Китай становится полем уникального эксперимента по привлечению мощи государства для усиления инновационных аспектов его экономики. Однако, как показывает наш анализ, результаты эксперимента пока неоднозначные. По некоторым важным направлениям государство действительно оказывает серьезное стимулирующее влияние, но в других случаях оно невольно препятствует превращению Китая в технологического гиганта.

Если говорить о поощрительных мерах, то здесь без преувеличения важнейшая роль государства заключается в агрессивном наращивании инновационных вложений. Суммарные инвестиции в НИОКР (в пропорции к ВВП) выросли с 0,9% в 2000 году до 2% в 2015 году и, судя по всему, успешно достигнут запланированных 2,5% к 2020 году. В 2015 году доля Китая в совокупных мировых расходах на НИОКР составила 20%. Этот показатель намного выше вклада Японии (9%) и Германии (6%) и второй по размеру после США (26%). Число людей, ежегодно получающих докторские степени в области науки и инженерного дела, резко выросло, и сейчас в этом вопросе Китай уступает только США.

Кроме того, в последние годы было запущено несколько правительственных программ, направленных на поддержку и развитие научных талантов. Перечислим самые заметные из них. Национальный научный фонд молодых ученых предоставляет поддержку перспективным научным проектам. Программа «Ученые Янцзы» направлена на привлечение видных зарубежных профессоров. Программа «План тысячи талантов» нацелена на возвращение в страну из-за рубежа лучших китайский исследователей.

Государство также напрямую участвует в технологическом развитии таких направлений, как освоение космоса, оборона и суперкомпьютеры. Согласно сложившейся мировой практике, в этих областях государство часто выступает в роли единственного или основного заказчика. Таким образом, технологические инновации в них, как правило, финансируются правительством и осуществляются в государственных или квазигосударственных лабораториях.

Итак, можно отметить, что на входе наблюдается высокая активность. Но каков ее эффект? Что получается на выходе? Увы, здесь достижения Китая впечатляют куда меньше. С 2010 по 2015 год из всех патентов, выданных американским патентным ведомством, доля патентов китайского происхождения составила всего лишь 2,2% (подробнее см. здесь). Для сравнения: за тот же период доли японских, немецких и южнокорейских патентов составили 18,8%, 5,5% и 5,5% соответственно. Согласно последнему отчету Организации экономического сотрудничества и развития, ни один китайский университет не попал в список 30 ведущих учебных заведений по цитируемости научных публикаций. Соответственно, и китайская доля цитируемых научных публикаций крайне незначительна.

Столь низкая продуктивность китайских вложений в НИОКР частично объясняется тем, что для получения результата от инвестиций требуется довольно много времени. Еще одна причина – некоторые особенности китайского социокультурного контекста, такие, как пережитки традиционной модели обучения, основанной на «зубрежке», и трепетное отношение к иерархическим связям. Впрочем, важно понимать, что проблемы с инновациями в Китае вовсе не ограничиваются одними лишь инвестиционными паузами и культурными факторами. Некоторые законы и порядки помогают Китаю стать гигантом инноваций лишь на бумаге. На деле же выходит, что они приносят больше вреда, чем пользы.

Во-первых, как справедливо отмечает журнал Science, львиная доля государственных средств, направляемых на НИОКР, распределяется не в соответствии с объективными достоинствами, признанными независимыми научными комиссиями, а на основе политических связей. Эта практика увеличивает риск, что основная часть денег будет потрачена на красивые здания и модное дорогостоящее оборудование, а не на сами исследования.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
«Amazon боятся все»
Виджей Говиндараджан