Как ужиться с «плохим» шефом

Как ужиться с «плохим» шефом
|29 марта 2017| Манфред Кетс де Врис

Cтейси работала в одной из ведущих технологических компаний и была очень довольна — по крайней мере, пока ее шеф не перешел в другую фирму. Питеру, новому руководителю, не нравился, кажется, никто из унаследованной им команды. Он вел себя высокомерно, вмешивался в каждую мелочь и готов был отклонить любую идею, рожденную не в его светлой голове. За год он уволил многих коллег Стейси.

Поначалу Стейси пыталась добиться от нового начальника конкретных указаний и отзывов о своей работе, дабы завоевать его доверие и уважение. Однако Питер оставался глух к ее призывам. Несмотря на все усилия, Стейси не удавалось найти к нему подхода. Через несколько месяцев она обратилась за помощью в отдел персонала, но там ей только посочувствовали. Подразделение работало без сбоев, никто, кроме нее, не жаловался, поэтому компания не считала нужным наказывать Питера.

Стейси не находила в себе сил ни уйти, ни повлиять на отношения с новым руководителем, она испытывала стресс и подавленность, ей все труднее было справляться со своими обязанностями. Она боялась, что ей придется расстаться с компанией.

Подобные ситуации возникают нередко. По данным последнего глобального опроса «Состояние рабочей среды», проведенного Институтом Гэллапа, в США половина всех служащих на определенном этапе уходят с работы, так как не хотят видеть своего начальника. В Европе, Азии, на Ближнем Востоке и в Африке цифры такие же, а то и выше.

Как показывают результаты этого опроса (и подтверждают данные предыдущих), между энтузиазмом — то есть мотивацией и стремлением достичь поставленных целей — и взаимоотношениями с руководством прослеживается четкая связь. При том что 77% сотрудников, утверждавших, что испытывают трудовое рвение, говорили о взаимодействии с руководителями в положительном ключе, лишь 23% «немотивированных» и 4% «совершенно не заинтересованных» могли сказать то же самое. Институт Гэллапа выявил, что по всему миру «энтузиастами» могут считаться только 13% сотрудников. Это настораживает, поскольку именно они — ключ к успеху компании.

Что делают «плохие» начальники? Контролируют каждый шаг подчиненных, притесняют их, не могут выслушать, уклоняются от споров и острых вопросов, приписывают себе чужие заслуги и перекладывают вину на других, утаивают информацию, подают дурной пример, бездействуют и не развивают кадры — вот наиболее частые жалобы. Такое поведение кому угодно испортит настроение и отобьет желание трудиться. Однако, в каких бы грехах ни был повинен босс, одна из ваших основных задач — наладить отношения с ним.

Я много лет работал с руководителями высшего звена и перспективными топ-менеджерами, помогая им исправить отношения с начальством. В этой статье мы обсудим стратегии, доступные каждому. Большей частью они кажутся общеизвестными, основанными на здравом смысле. Но, как я выяснил, люди нередко забывают, что способны сами разрешить конфликт, поэтому будет не лишним рассмотреть все эти варианты.

Поставьте себя на место руководителя

Для начала стоит поразмыслить, какие обстоятельства давят на вашего босса. Плохие начальники, как правило, — это хорошие люди со своими слабостями, но им приходится руководить другими, и это делает их уязвимыми. Поэтому надо обратить внимание не только на их поведение, но и на причины их поступков.

Исследования подтверждают, что эмпатия может в корне изменить отношения между руководителем и подчиненным. Стивен Кови и Дэниел Гоулман считают, что этот элемент эмоционального интеллекта важен для решения межличностных проблем. Действенность такой стратегии признает и нейробиология: зеркальные нейроны мозга побуждают людей отвечать друг другу взаимностью. Так что, если вы проявите понимание, ваш шеф, возможно, поведет себя так же, и вы оба будете в выигрыше.

Казалось бы, нелегко отнестись с пониманием к начальнику, который вам несимпатичен. Однако Гоулман уже давно показал, что эмпатии можно обучиться. В исследованиях других ученых, в частности специалистов из Клиники Меннингера, говорится, что, если сопереживать осознанно, можно глубже проникнуть в чужие эмоции.

Помню случай Джорджа, менеджера по продажам американской компании, который изо всех сил — но тщетно — старался угодить своей начальнице по имени Эбби. Равнодушие Эбби повергло его в отчаяние, и тут кто-то посоветовал ему поставить себя на ее место. Джордж знал: руководитель Эбби — сущий зверь, который ставит недостижимые цели. Как только Джордж задумался об этом, он понял, что Эбби игнорирует его неумышленно — она вынуждена работать сразу над несколькими проектами, и ей попросту не хватает времени поддержать его.

Даже если вы осознанно проявляете эмпатию, делать это лучше в неформальной обстановке. Не стоит записываться на прием, лучше выберите подходящий момент, когда собеседник сможет адекватно отреагировать. Джорджу случай представился во время командировки в Сингапур, куда они с Эбби отправились на важные переговоры. В первый же день, за ужином, он спросил ее, как продвигаются проекты в Китае, и тем самым предоставил ей шанс признаться в том, что она испытывает давление.

Оказалось, что Эбби только рада поделиться своими проблемами, и этот разговор ознаменовал поворот в процессе, который в итоге вылился в плодотворное сотрудничество. Джордж стал меньше волноваться из-за невнимания к своей персоне, а Эбби — охотнее прислушиваться к нему.

Проанализируйте собственное поведение

Полная версия статьи доступна подписчикам

https://hbr-russia.ru/karera/kommunikatsii/a19601

2017-03-29T03:00:00.000+03:00

Mon, 15 Feb 2021 06:33:34 GMT

Как ужиться с «плохим» шефом

Что делать, если вы ненавидите своего начальника

Карьера / Коммуникации

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/2s/vfc9k/original-14q7.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия