Когда сотрудничать, а когда конкурировать с коллегами? | Harvard Business Review Russia
Профессиональный и личностный рост

Когда сотрудничать, а когда конкурировать с коллегами?

Рэндалл С. Питерсон , Кристин Дж. Бефар
Когда сотрудничать, а когда конкурировать с коллегами?
Иллюстрация: Magda Azab

Посмотрим правде в глаза: карьерный успех сопутствует тем, кто в равной степени умеет сотрудничать и соревноваться с коллегами. Тем, кто понимает, как отношения в коллективе влияют на достижения организации и их собственные. Они хладнокровно решают, когда стоит идти на риск, а когда — на уступки, в какие рабочие связи стоит инвестировать, а какие, наоборот, минимизировать.

Рабочие отношения таят в себе риски всегда: не только если налицо явный конфликт или соперничество, но и если взаимодействие с коллегами вполне вас устраивает, либо вы работаете практически независимо от них. Дело в том, что личные интересы людей никогда не совпадают на 100%, а со временем могут расходиться все дальше и дальше.

Уже 25 лет мы изучаем стратегии соперничества, которое не нанесет вам вреда, и уверены, что умение их выстраивать может решить судьбу вашей карьеры. Оценивая свои отношения с коллегами, мы склонны мыслить категориями черного и белого. Но истина всегда где-то посередине. Прежде всего, необходимо понять, в какой части шкалы «конфликт — сотрудничество» находитесь вы и ваш коллега (см. диаграмму «Как личные интересы определяют рабочие отношения»).

Отношения негативны, когда интересы противоположны, и стороны либо конкурируют, либо открыто конфликтуют, преследуя свои цели. Иногда руководство намеренно помещает нас в такие условия, чтобы проверить, способны ли мы поставить выгоду организации выше личных эмоций (или выше соперничества между командами и отделами). Для большинства из нас это непросто — ведь в прошлом наши конкуренты причиняли нам вред, и нет гарантии, что это не повторится.

Отношения позитивны, когда интересы людей совпадают и они готовы помогать друг другу или если работают вместе ради достижения общей цели. Это кажется наилучшим сценарием, но есть риск, что вы заблуждаетесь, полагая, что ваш партнер имеет исключительно благие намерения и во всем солидарен с вами.

Середину шкалы занимают отношения, при которых люди работают в целом независимо друг от друга. Но как мы увидим, поддерживать такое положение непросто, и в нем тоже кроются риски.

Определив тип отношений между вами и коллегой, вы можете избрать различные тактики. Для этого необходимо тщательно проанализировать ситуацию, взглянув со стороны на эмоциональные связи и модели поведения. Подумайте, как ваши разнонаправленные и взаимные интересы соотносятся с целями организации. Чем ситуация выгодна для вас, а чем — для другой стороны? Какие риски создают для вас интересы коллеги? С чем вы можете смириться, а с чем — нет? И как эффективно использовать плюсы совместной работы?

КОНФЛИКТ

В открытом конфликте ваш визави стремится заполучить нечто, что нужно и вам. Вы находитесь в ситуации «кто кого» — лакомый кусок, будь то повышение по службе или интересное задание, достанется кому-то одному. Возьмем Джима и Джейн: их обоих рассматривают на должность главного управляющего директора в крупной компании по управлению частным капиталом (в этой статье мы рассматриваем гипотетические ситуации, но все они основаны на реальных сценариях из нашей практики). Джейн уже много месяцев разрабатывает перспективного заказчика и в случае успеха может с большой вероятностью рассчитывать на повышение. От младшего коллеги она узнает, что и Джим, нимало не заботясь о ее перспективах, тоже обхаживает этого денежного клиента. Он поступал так и раньше, чем заслужил стойкую неприязнь Джейн.

советуем прочитать

Об авторах

Рэндалл С. Питерсон (Randall S. Peterson) — директор и основатель Института лидерства, профессор факультета организационного поведения Лондонской школы бизнеса. Соавтор (совместно с Джерри Брауном) книги «Disaster in the Boardroom: Six Dysfunctions Everyone Should Understand» (Palgrave Macmillan, 2022).

Кристин Дж. Бефар (Kristin J. Behfar) — приглашенный профессор Лондонской школы бизнеса.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Повара готовят лучше, когда видят своих клиентов
Ким Тами,  Райан Бьюэлл,  Цзай Чиа-Цзюн