Недоразвитые боги: почему ваши руководители почти ничему не учатся | Harvard Business Review Russia
Лидеры

Недоразвитые боги: почему ваши руководители почти ничему не учатся

Петер Зашев
Недоразвитые боги: почему ваши руководители почти ничему не учатся
Фото: Razvan Chisu / Unsplash

На мой взгляд, лучший способ, позволяющий быстро оценить шансы успеха любой компании, — присмотреться к менеджерской команде. В больших компаниях нужно смотреть на команду топ-менеджеров, или, как я люблю их называть, корпоративный Олимп. Всё, что мы знаем о менеджменте и лидерстве, говорит о том, что именно эти «олимпийские боги»: а) своим поведением создают корпоративную культуру компании; б) задают стратегический вектор ее развития; в) принимают важные и очень судьбоносные решения. Таким образом, в наш динамичный век, когда все быстро и непрерывно меняется, их знания и умения важно и нужно непрерывно развивать на благо компании. Перефразирую Уоррена Баффета: нам нужны эксперты по завтрашнему дню, а кругом только эксперты по вчерашнему.

Но как бы логично и очевидно все это ни звучало, в действительности с «богами» работать исключительно сложно или даже невозможно. В Восточной Европе в целом и в России частности эти «олимпийские боги» часто считают, что они знают все или почти все. Побочный результат такого мышления выражается в том, что они с неохотой присоединяются к корпоративными программам, в которых участвуют менеджеры уровня ниже «Олимпа» (хотя, участвуя именно в этих программах они смогут слышать правильные мысли сотрудников, понимать вектор изменения корпоративной культуры и калибровать свою систему корпоративных координат для повышения эффективности компании). По их мнению, если им что-то и можно давать, так это что-то невиданно-неслыханное, к примеру, индийского йогина, раскрученного спикера с основным посылом «всегда начинай со слова «привет» и/или самую раскрученную бизнес-школу, в которой им расскажут нечто такое мега-сверх-супер-стратегически умное, но нисколько не применимое в действительности, особенно в российских условиях. И еще один нюанс: до восхождения на корпоративный Олимп «боги» могли не только работать в разных местах, но и учиться в разных бизнес-школах. По этой причине они говорят, скорее всего, на разных языках и плохо понимают друг друга.

Многие восточно-европейские бизнес-лидеры (и не только) стараются излучать имидж сверхважности и боятся потерять лицо. По этой причине мало кто из них честно и смело скажет: «Да, я бы хотел знать/уметь делать это лучше». Они считают, что из-за такого признания испортится имидж, пропадет аура важности и значимости, перестанут уважать и даже могут перестать бояться. Так, глядишь, и карьеру можно разрушить. Часто (но к счастью, не всегда) «олимпийские боги» работают скорее не как слаженная команда равных, а как группа конкурентов, которые борются за внимание и одобрение «главного бога» со всеми проистекающими для компании и результатов ее деятельности последствиями. И да, есть еще одна проблема: у них, в отличие от нас, смертных, нет времени!

Можно ли это изменить, как развивать «богов»? Вот четыре совета.

1. Давление сверху!

На мой взгляд, постоянное развитие (как всей команды топ-менеджеров, так и отдельных ее членов) должно быть в поле зрения владельцев бизнеса напрямую или через совет директоров. Совет директоров должен не только следить, но и требовать от топ-менеджмента рефлексировать на предмет своих и командных сильных и слабых сторон, чтобы непрерывно развиваться.

2. Давление снизу

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как Agile меняет саму суть управления
Даррелл Ригби,  Джефф Сазерленд,  Хиротака Такеучи
Как работать, когда болеет ребенок
Дейзи Вейдман Доулинг
Антидоты против паники
Лилия Дерябина