Почему люди предпочитают негативно настроенных лидеров

Почему люди предпочитают негативно настроенных лидеров

|15 января 2019|Эйлин Чоу

Считается, что мы хотим работать с вдохновляющими, великодушными и оптимистично настроенными руководителями. Но последние десять лет число начальников, известных своим своим злобным, едким и негативным нравом, только растет. Это противоречие заставило меня задуматься, как позитивная или негативная риторика влияет на наше восприятие кого-либо в роли лидера. Проведенные мной исследования показывают, что, хотя мы и думаем, что предпочитаем лидеров полных энтузиазма, инстинктивно нас тянет именно к скептикам.

Согласно предыдущим исследованиям, люди создают социальные иерархии, чтобы поддерживать порядок и предсказывать поведение сильных мира сего. В ходе эволюции мы стали особо чувствительны к поведенческим сигналам, которые связаны с властью и влиянием. Например, мы часто ассоциируем физический рост человека с силой, что заставляет нас приписывать более высокий статус высоким людям. Такие ассоциации особенно сильны на этапе, когда мы только знакомимся с человеком и пытаемся определить свое место в социальной иерархии относительно нового знакомого.

В своем исследовании я решила изучить, воспринимают ли люди негативные высказывания — отрицание, опровержение или критику (без явно выраженного намерения обидеть реципиента) — как сигналы о расстановке сил и наличии власти.

По результатам одиннадцати контролируемых экспериментов, которые я провела для изучения этого вопроса, можно сделать вывод, что причинно-следственная связь между негативными высказываниями и восприятием власти действительно существует. В ходе одного исследования я попросила 518 американцев, имеющих право голоса, прочитать четыре пары заявлений, сделанных кандидатами в президенты США во время теледебатов с 1980 по 2008 год. Участники эксперимента не знали ни имен кандидатов, ни год проведения конкретных дебатов. Каждая пара включала в себя одно позитивное и обнадеживающее заявление касательно будущего Америки (например, в 1988 году Джордж Буш-Старший сказал: «… И я прошу вашей поддержки. Работая вместе, мы сможем сделать много прекрасного на благо Соединенных Штатов и всех стран свободного мира») и одно критическое и негативное заявление (например, высказывание Джона Б. Андерсона 1980 года: «Это было время иллюзий и ложных надежд, и чем дальше, тем опаснее становится наше положение»). Исходя из этих цитат, участники должны были оценить, насколько сильным и влиятельными им представляется каждый кандидат, его предполагаемую эффективность на посту президента и сказать, за кого из каждой пары они бы проголосовали.

Участники эксперимента не только сочли негативно настроенных кандидатов более влиятельными, но и предсказали им больший успех на посту президента. Они также были более склонны проголосовать за скептически настроенного кандидата, а не за политика-оптимиста.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/liderstvo/psikhologiya/791460

2019-01-15T21:22:19.000+03:00

Wed, 16 Jan 2019 07:13:58 GMT

Почему люди предпочитают негативно настроенных лидеров

Как негативные высказывания создают иллюзию свободы мысли

Лидерство / Психология

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/f/yho16/original-18p8.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия