Народ и власть: перезагрузка | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Народ и
власть: перезагрузка

Отношения, царящие во многих организациях, не позволяют им достигать максимума производительности и препятствуют выходу на глобальный рынок.

Автор: Дубин Борис

Народ и власть: перезагрузка

читайте также

Поставьте свои эмоции на предохранитель

Питер Брегман

Как отложить старость на завтра

Михаил Рахлин

Сокращения, которые не разрушат компанию

Сандра Сачер,  Шалин Гупта

Философия стиля от непрофессионала

Ирина Хакамада

Отношения, царящие во многих организациях, не позволяют им достигать максимума производительности и препятствуют выходу на глобальный рынок. Эти отношения пронизаны привычным для россиян патернализмом; доверие и уважение к начальству отсутствуют, но большинство убеждено, что изменения могут идти только сверху; люди боятся высовываться, на всякий случай ни во что не вмешиваются, стремятся ускользнуть от ответственности и от руководителей.

Такие отношения наносят компаниям огромный ущерб. Но стоит ли винить членов трудового коллектива в том, что они сознательно культивируют подобные способы взаимодействия? Я убежден, что, по большому счету, нет, ведь структура наших компаний воспроизводит, пусть и в смягченном виде, структуру общества, а модель, по которой строятся взаимоотношения начальников и подчиненных, — систему отношений между народом и властью.

Я бы назвал эту модель «зависимый человек и безответственная власть». Она характеризуется прежде всего зацикленностью народа на власти: мы внимательно следим за ее действиями и тщательно просчитываем свою ответную реакцию. Ощущая зависимость от власть имущих, мы в то же время пытаемся не попадаться им на глаза, избегать малейшего с ними соприкосновения. Отсутствие других, кроме власти, авторитетов и критическая дистанцированность от нее порождают убеждение в собственной беспомощности и невозможности на что-либо влиять. (Как показывают опросы «Левада-центра», только в кругу людей, с которыми нас связывают родственные узы, мы чувствуем, что хоть как-то контролируем ситуацию.) Вторая важная составляющая этой модели — очень низкий уровень доверия, в том числе к власти. (Опять же исключение делается только для семьи: около 75% жителей России утверждают, что никому нельзя доверять, кроме родственников.)

Сформировалась эта модель, по моим представлениям, в 30—50-е годы прошлого века — в сталинскую эпоху, когда сложилась система институтов советского общества. Ее ядро — силовые институты, породившие атмосферу зависимости, насилия, поднадзорности, несамостоятельности, страха и оказавшие огромное влияние на сознание нескольких поколений людей. И хотя эта система со временем распалась и трансформировалась, оказалось, что у нее огромный потенциал регенерации: она до сих пор проявляется в наших привычках, характере, поведении. И поэтому такие ценности и установки, как взаимодействие, уважение, доверие, заинтересованность друг в друге, расчет на будущее, готовность отплатить услугой за услугу, отходят на второй план, уступая место категориям вроде польза — вред, сила — подчиненность.

Сами власти эту модель активно поддерживают. Их вполне устраивает, что народ смотрит на «правителей» снизу вверх и считает себя ни на что не годным и беспомощным. Таких людей не надо бояться, да и опасность обмануть их ожидания практически равна нулю: они ведь ничего не требуют от власти.

Но вернемся к компаниям. Описанная мною модель изолирует Россию и обрекает ее на существенное отставание по всем фронтам. Чтобы утвердиться на мировом рынке, организациям необходимо пересмотреть систему отношений в трудовых коллективах. Взаимодействие начальников и подчиненных должно было бы строиться по совершенно иному принципу. Во-первых, отношения должны быть договорными, то есть открытыми и кодифицированными — они будут гарантировать всем сотрудникам определенные права и возлагать на них конкретные обязанности. Во-вторых, они должны базироваться на доверии и ответственности. Эти два тесно связанных между собой понятия предусматривают обязательную смену ориентиров: руководителям и подчиненным придется перестать смотреть друг на друга с подозрением. Доверие подчиненных потребует от начальства ответственности, скажем, за организацию работы, за предоставление ресурсов, за поощрения. А доверие со стороны руководства — ответственности сотрудников за выполнение возложенных на них обязанностей.

Переход на новую, продуктивную модель взаимоотношений — процесс длительный и непростой. Но, если компаниям удастся его осуществить, они послужат примером для всего общества: новый тип поведения, который к тому же приносит пользу и прямую выгоду, люди смогут переносить и в другие сферы.