Носители ноу-хау | Harvard Business Review Russia
Принятие решений

Носители ноу-хау

Носители ноу-хау

Вернувшись из деловой поездки в Японию, знакомый одного из редакторов «HBR — Россия» поделился необычными наблюдениями. «Представляешь, руководство компании там поощряет совместные посиделки сотрудников в баре, — удивлялся он. — Да еще и с удовольствием их оплачивает!» Россиянин оказался человеком любознательным, поэтому не поленился расспросить местных коллег, в чем причина неслыханной расточительности их боссов. Объяснилось все по-японски прагматично: неформальное общение раскрепощает людей, дает возможность поделиться новостями, просто любопытной информацией. Дружеские встречи частенько приводят и к практическим результатам — появляются новые продукты или какие-то удачные организационные решения.

И, надо думать, польза от этого перевешивает счета за съеденное и выпитое в барах. Копнув чуть глубже, понимаешь, что встречи за кружкой пива — не просто забавная традиция. Уже модные европейские фанк-экономисты Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрал, затрагивая тему инноваций в японских компаниях, рассказывают о таком явлении, как «номмуникация» (от японского «ному» — пить и английского «коммуникация» — общение). Объяснять смысл нового слова, наверное, смысла нет. Его же, кстати, используют и другие видные исследователи Икудзиро Нонака и Хиротака Такеучи в своей монографии «Компания — создатель знания». По их словам, номмуникация поощряется в самых передовых японских корпорациях. ­Возможно, ­проводить прямую параллель между инновационным потенциалом компании и умением ее сотрудников повеселиться и поговорить по душам — слишком уж смело. Но, с другой стороны, какое качество в первую очередь обычно приписывают японскому бизнесу? Пожалуй, именно креативность. Так что повод задуматься все же есть.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Не пытайтесь быть героем!
Ортенс ле Жантиль