Менеджмент/Управление изменениями

Инновации дальнего прицела

Инновации дальнего прицела

|15 марта 2010|Лори ДональдДоз ИвШер Клод

ЛИШЬ ДО ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРЕДЕЛА доходы корпорации — на радость их руководства, советов директоров и инвесторов — могут быстро расти за счет внутренних ресурсов. Но все хорошее когда-нибудь да заканчивается. Доходы компаний, занесенных в список Fortune 50, не меньше пяти лет подряд до причисления к этой элитной группе ежегодно увеличиваются в среднем на 9—20%, а в первый год после этого их успехи еще внушительнее — 29%, причем часто рывок им удается сделать благодаря крупным поглощениям (см. врезку «Поддерживать темпы роста трудно» на стр. 71). К сожалению, 93% этих компаний уже никогда не добьются роста доходов, больше чем на 2% в год. А фондовые рынки реагируют сразу же: после подобных обвалов акции дешевеют в среднем на 61%.

В каком-то смысле все эти компании оказываются жертвами собственного успеха. Им посчастливилось работать в быстро развивающихся отраслях, и потому долгое время они без особого труда добиваются высоких доходов. Но по мере взросления отрасли и замедления темпов развития компаниям уже не удается поддерживать уровень прибыльности, к которому привыкли инвесторы. И организации готовы на все, лишь бы подстегнуть рост своих подразделений: их заставляют переходить на бизнес-модели — подсмотренные у конкурентов, то есть скроенные по чужим меркам, или созданные специально для них, но тоже мало пригодные. Большинство же предпочитает идти самым простым путем — покупать другие компании. Однако результаты подобной стратегии весьма плачевны: в 65% случаев приобретения приносят больше убытков, чем выгоды. Вот что сказал нам гендиректор одной корпорации: «Мы и покупали не то, что нужно, и переплачивали, и не могли грамотно интегрировать новые компании, а в итоге не получали эффекта, на который рассчитывали. Мы не только ничего не выигрывали, но тратили на новые активы ресурсы, необходимые для органического роста». Хотя слияния и поглощения — важная часть любой стратегии развития, они вовсе не гарантируют автоматического повышения темпов роста.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:
Подпишитесь, чтобы иметь доступ ко всем материалам hbr‑russia.ru: