Растопить лед: зачем заставлять единомышленников спорить | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Растопить лед: зачем заставлять
единомышленников спорить

Четыре совета, которые помогут повысить градус обсуждений на совещаниях

Автор: Сабина Наваз

Растопить лед: зачем заставлять единомышленников спорить
Фото: Aaron Burden / Unsplash

читайте также

Книги для бизнеса

Евграфова Елена подготовила

Лео Бокерия

Анна Натитник

Увлечения сотрудников могут пойти на пользу вашей компании

Сальвадор Арагон,  Селия де Анка

Искусство управлять своей карьерой

Питер Друкер

Мы считаем, что нам повезло, если в нашей рабочей команде редко случаются конфликты. Когда люди долго работают вместе, они находят ритм сотрудничества и следуют привычным моделям поведения, минимизирующим разногласия. Но со временем привычный способ работы может начать ограничивать производительность команды. Мы нечасто отходим в сторону, чтобы оценить, не мешает ли атмосфера в команде, которую мы считаем «хорошей», генерировать прорывные идеи и результаты.

Вспомните, к примеру, последнее совещание команды. Все ли нашли общий язык? Могли ли вы предсказать, кто будет говорить и что он или она скажет? Возникли ли у вас разногласия? Как вам кажется, вы услышали всех или лишь нескольких человек?

Порядок взаимодействий в команде влияет на то, как вы думаете о вашей компании. Если взаимодействия в вашей команде становятся предсказуемыми или вялыми, возможно, настала пора активизироваться. Инновации в работе, словно закипающая вода, требуют от нас повышения температуры, и тогда работа тоже закипит.

Повышение градуса на совещаниях команды означает создание достаточно продуктивного напряжения с помощью многообразия и разногласий, стимулирующих различные идеи. Большинство из нас хотят (слишком) быстро прийти к консенсусу и утопить отличающиеся точки зрения еще до того, как они всплывут. Молча поддерживать привычные идеи некомфортно. Высказывать идеи, идущие вразрез с принятыми в организации, трудно. Но если вы сделаете паузу, чтобы взглянуть на вещи по-другому, это создаст необходимый стимул для повышения качества обсуждения.

Чтобы избавиться от застарелых привычек в команде и изменить градус обсуждения на совещаниях, воспользуйтесь четырьмя ключевыми стратегиями.

Опирайтесь на цель

Создание продуктивного напряжения — опасная и тяжелая работа. Единственная причина рискнуть и пригласить других присоединиться к вам — это подходящая цель.

Четко объясните, почему вы повышаете градус обсуждения, чтобы другие не обвиняли вас в том, что вы внезапно напали на команду или сомневаетесь в качестве ее работы. Можно сказать: «Если наша цель — удвоить показатели в этом году, то вряд ли мы изменим результаты, продолжая мыслить по-старому. Давайте изменим способ взаимодействия и поиска идей». Напоминая себе и другим о цели, мы сосредотачиваемся на том, чего пытается достичь команда, и уменьшаем обиды и переживания.

Опишите поведение

Понаблюдайте, какое поведение остается незамеченным на ваших собраниях. Например, на нескольких встречах руководителей я замечала: «Во всех четырех группах, на которые мы делились, женщины вели заметки, а мужчины делали презентации». Или я могла сказать: «За два часа, что длится эта встреча, 17 из 43 человек еще не высказались». Эти небольшие замечания помогают лучше понять динамику происходящего в комнате.

Собранные данные часто демонстрируют тенденции: кто открывает разговор, как реагируют на слова конкретных людей, кто кого и когда перебивает. Обозначьте эти тенденции с помощью конкретных данных, например: «За последние 30 минут кто бы из производственной группы ни начинал говорить, его перебивают инженеры». Или: «Я заметил(-а), что каждый раз, когда поднимается вопрос отставания от графика, кто-нибудь немедленно предлагает объяснение, но никто не предлагает решение». Освещая данные и тенденции, вы помогаете команде проверить верность ее предположений, избежать привычных действий и повысить креативность.

Приветствуйте множество интерпретаций

Чем более удивительны ваши данные, тем важнее, чтобы вы предлагали другим интерпретировать множество их возможных значений. Попросите членов команды поделиться своими мыслями о том, почему в команде создается определенная атмосфера. Часто наша первая интерпретация — и предпринимаемые на ее основе действия — отражает узкий угол зрения, доступный нам со своей позиции в организации или в контексте конкретной повестки. Например, если инженеры постоянно перебивают членов производственной команды, группа может интерпретировать это по-разному:

• Инженеры защищаются, поскольку задерживаются с рабочим продуктом.

• Положение инженеров в организации выше, и они чувствуют, что могут перебивать других.

• В прошлый раз в задержке обвинили группу инженеров, хотя виноваты были не только они.

• Инженеры стараются поддержать производственную команду с помощью дополнительных данных.

Часто группы вязнут в непонимании и конфликте, застряв на одной-единственной интерпретации. Подобные истории могут содержать противопоставление «мы и они», где «мы» становится пострадавшей стороной. Слушая интерпретации наших коллег, мы можем обнаружить совсем другой набор версий, а не злой умысел — и эти предположения имеют такое же право на существование, как и наши собственные. Делясь своим восприятием, мы расширяем всеобщее понимание лежащей в основе проблемы. Поставив более всесторонний диагноз, мы можем прийти к более удачному решению.

Отказывайтесь от вариантов по умолчанию 

Когда команда выявит модели поведения по умолчанию и поделится различными возможными причинами, из-за которых они возникли, у всех появится более ясное понимание того, как их воспринимают. Воспользуйтесь этими новыми знаниями, чтобы разрушить привычные модели.

Как-то раз я проводила выездное мероприятие для руководителей высшего звена и заметила, что Рауль, глава производственного отдела, всегда выступает первым. Постепенно технический директор становился все тише, а финансовый директор спорил с Раулем, отвлекаясь от главной темы. После того как я указала на эту модель, Рауль пообещал молчать, пока не выскажутся, как минимум, два человека. Поначалу другие стали участвовать активнее, пока мы не столкнулись с противоречивым вопросом. Повисла тишина. Группа вернулась к привычной модели и в надежде посмотрела на Рауля. Но он помнил об обещании не выступать первым и молчал. В конце концов операционный директор предложил новую идею, понравившуюся команде. Пользуясь нашими интерпретациями данных и моделей, мы можем отказываться от вариантов по умолчанию, тем самым уменьшая функциональные нарушения и усиливая вклад каждого.

Если вам нужно трансформировать атмосферу в вашей команде или отказаться от привычного образа мышления, чтобы изменить показатели бизнеса, возможно, вам стоит разрушить устоявшиеся модели поведения и воспользоваться передовыми идеями и новыми возможностями.