Хотите победить или не проиграть? | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Хотите победить или не проиграть?

Хайди Грант , Хиггинс Тори
Хотите победить или не проиграть?

В каких ситуациях вы работаете лучше всего? Что придает вам силы, а что, наоборот, подрезает крылья? Каждый по-своему отвечает на эти вопросы. Хороший руководитель должен понимать: мерить всех на один аршин — большая ошибка. То, что помогает вам, может оказаться бесполезным для ваших коллег или подчиненных. А то, что хорошо для вашего босса или наставника, может совсем не подходить вам. Все дело в индивидуальных особенностях.

В бизнесе для определения типа личности чаще всего используют тест Майерс-Бриггс. Однако у этой методики, как и у большинства ей подобных, есть один существенный недостаток: по результатам теста невозможно понять, как человек проявит себя в работе. (Справедливости ради заметим, что она на это и не претендует.) С помощью таких тестов можно узнать, интроверт вы или экстраверт, руководствуетесь вы разумом или чувствами и какие виды деятельности вам больше по вкусу. Но сказать, достигнете ли вы успеха в работе и что делать, если нет, тесты не могут.

К счастью, способ классификации людей, позволяющий ­прогнозировать успехи на рабочем месте, все-таки существует.

Он делит людей на два типа: «активисты» и «перестраховщики». Хотя эти типы хорошо известны ученым и исследо­ва­телям в области управления и марке­тинга, менеджеры о них ничего не знают. А ведь именно менеджерам — тем, кто сам стремится работать лучше и помогает другим полностью раскрыть свой потенциал, — эта инфор­мация пригодилась бы больше всего.

Два мотивационных типа

От мотивации зависит подход к решению проблем и задач, которые ставит перед нами жизнь. Активисты видят в до­стижении стоящей перед ними цели путь к материальному вознаграждению или карьерному росту и именно на этом концентрируют свое внимание. Они с энтузиазмом берутся за дело и настроены на победу. Их легко узнать: они уверенно идут на риск и любят работать быстро, они мечтают о грандиозных свершениях и мыслят творчески. К сожалению, эти же качества оказываются причиной частых ошибок: такие люди не склонны все тщательно продумывать и ­разрабатывать запасной план на случай неудач. Такова цена победы — и они готовы ее платить: для них нет ничего страшнее, чем шанс, которым они не воспользовались, награда, за которую они не боролись, или продвижение по службе, которого они не попы­тались добиться.

Перестраховщики, наоборот, рассматривают цель как возло­женную на них ответственность и стремятся обезопасить себя от неожиданностей. Они постоянно боятся что-то недоделать или недоглядеть. Они все время начеку, их мантра — лишь бы не про­иг­­рать, не потерять уже приобретен­ное, не нарушить статус-кво. Они не склонны рисковать, а к работе подходят тщательно, внимательно и аккуратно. Они трудятся неспешно и методично. Среди таких людей нечасто встретишь яркую творческую личность, однако их аналитичес­ким способностям и умению решать проблемы можно позавидовать. И нередко только они могут оценить тот бесконечный поток идей, от гениальных до бестолковых, который выдают активисты.

Хотя в определенные моменты жизни все мы можем из пере­страховщика превратиться в активиста и наоборот, наиболее комфортным для нас остается лишь один из этих типов поведения. Именно он определяет, на что мы обращаем внимание, что особенно ценим, как пережи­ваем победу или неудачу. От него зависят наши сильные и слабые стороны как в личном, так и в профессиональном плане. Именно принадлежность к иному мотивацион­ному типу объясняет «странности» в решениях и пристрастиях наших коллег.

Большинство из нас может без труда определить свой мотивационный тип. Но если у кого-то возникают затруднения, вот несколько подсказок. Определив, к какому типу вы относитесь, вы сможете лучше использовать свои сильные стороны, а также обнаружить и даже компенсировать слабые. В какой-то степени люди проделывают все это чисто интуитивно. Как показывают исследования, перестраховщики обычно выбирают работу, которую организационные психологи называют привычной и реалистичной. Они становятся администраторами, бухгалтерами, техниками и рабочими на различных производствах. Эти должности требуют соблюдения правил и инструкций, четкости исполнения и тщательного подхода, ведь здесь важно внимание к деталям.

Активисты предпочитают карьеру, связанную с творчеством и исследованиями. Это музыканты, писатели и журналисты, изобретатели и консультанты. Все эти специальности требуют нестандартного подхода, и преуспевают в них не те, кто озабочен практической стороной дела, а те, кто умеет оригинально мыслить и предлагать новые идеи.

Поняв, к какому мотивационному типу вы относитесь, легче найти свою нишу. Активисты наиболее успешны в динамично развивающихся отраслях, где, чтобы удерживать лидерство, необходимо быстро и нестандартно реагировать на меняющиеся условия рынка. Перестраховщики лучше чувствуют себя в стабильных отраслях, где главное — избегать роковых ошибок.

Индивидуальный подход

Если вы знаете свой тип, вы можете выбирать подходящие ролевые модели, правильно ставить задачи, выслушивать и грамотно формулировать отзывы, а также подбирать формы поощрения, лучше всего соответствующие вашему мотивационному типу или типу ваших подчиненных. Когда все это отвечает вашим представлениям о мотивации, вы больше цените свою работу и трудитесь с большей отдачей и удовольствием. У активистов прибавляется энтузиазма, у перестраховщиков — бдительности. Если такого совпадения нет, ваши шансы на успех заметно снижаются.

Выбор ролевых моделей. Вдохновляющие примеры издавна считаются эффективным инструментом мотивации. Однако людям разных типов и примеры нужны разные. Согласно исследованиям активисты лучше откликаются на рассказы о, скажем, менеджере, показавшем чудеса продаж, или руководителе, добившемся совершенно невероятных результатов. Перестраховщиков, наоборот, сильнее впечатляют истории об ужасных ошибках, которые ни в коем случае не следует повторять. Люди всегда обращают внимание на то, что им ближе и понятнее, — не забывайте об этом, если хотите вдохновить коллегу или подчиненного.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как выглядит коллективный гений Pixar
Грэг Брандо,  Кент Лайнбэк,  Линда Хилл,  Эмили Трулав
Высокая цена гибкости
Гретхен Гэветт