Обучение персонала как ответ на новые вызовы | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Обучение персонала как ответ на
новые вызовы

Директор корпоративного университета группы НЛМК — о том, как и когда обучать сотрудников компании

Автор: Валентина Сатарова

Обучение персонала как ответ на новые вызовы

читайте также

Человек Безнадрывный

Ольга Коновалова

Когда основатели заходят слишком далеко

Стив Бланк

Нет выбора?

Елена Евграфова

Как оптимизм влияет на результаты и успех

Екатерина Тимохина

читайте также

Корпоративное обучение — важнейший HR-процесс в системе управления, который напрямую влияет на успех компании. От уровня подготовки персонала во многом зависит, насколько точно организация реагирует на постоянные внешние изменения и насколько эффективно ей удается решать внутренние задачи.

Из-за изменчивости структуры рынка и государственного регулирования отечественным компаниям постоянно приходится перестраивать процессы и переобучать сотрудников. Главное — убедить коллектив в том, что любые вызовы влекут за собой перемены, и их надо принимать без трагизма, сохраняя интерес к жизни.

При выборе формата обучения не стоит слепо копировать чужие практики, даже самые успешные. У каждой компании разные стартовые точки, культура, стратегия, экспертность. Важна аутентичность учебных программ и форматов — нужно найти те, которые приживутся именно в вашей организации.  

Когда нужно обучать персонал  

Если компания меняет курс или стратегию — выходит на новый рынок сбыта, выбирает другую парадигму работы с поставщиками или подстраивается под изменчивое потребительское поведение, трансформируются и навыки персонала. Значит, скорее всего, понадобится обучение. Еще несколько признаков укажут на необходимость дополнительной подготовки кадров или пересмотра программ обучения. Первый — в компании ухудшились технологические, финансовые, HR-показатели, а также стало больше рекламаций от потребителей и партнеров. Второй — снизились производственные показатели фирмы или отдельных подразделений: срываются сроки поставок и производственные планы, сбоит сервисное сопровождение и оформление документации. Третий — в течение нескольких месяцев уменьшается вовлеченность и растет текучесть персонала, проработавшего в компании не менее года.

Модель обучения полного цикла 

Целесообразно использовать операционную модель обучения полного цикла: ее разработка начинается с анализа потребности в получении новых навыков и знаний, а завершается измерением эффективности. В этом случае процесс разбивается на несколько этапов. Как это происходит, рассмотрим на примере программы развития кадрового резерва для начальников цехов и управлений, которую мы внедрили в нашей компании.

Этап 1. Определить навыки, которым требуется обучить персонал. На этом этапе компания использует аналитику, чтобы выявить потребности в обучении отдельных подразделений и бизнеса в целом. HR-служба активно взаимодействует с рядовыми сотрудниками, руководителями и бизнес-заказчиками.

Например, мы оценивали целевую аудиторию по модели компетенций и выявляли наиболее слабо выраженные поведенческие индикаторы. Затем беседовали с руководителями сотрудников из кадрового резерва, сравнивали полученную информацию с результатами аналитики. Кроме того, мы изучали данные о работе начальников управлений и цехов. В итоге выяснилось, что сотрудникам не хватает системного мышления, а также навыков, отвечающих за управление исполнением и непрерывные улучшения.

Этап 2. Определить и согласовать архитектуру обучения и развития персонала. На этой стадии целесообразно ориентироваться на портфель учебных программ компании. Какие-то блоки уже есть — здесь важно определить, что можно оставить, а что нужно скомпоновать по-другому, а какие-то нужно создать с нуля. Такая предварительная работа позволяет провести ревизию «инструментов» и понять, можно ли обойтись внутренними ресурсами или потребуется привлечь внешних подрядчиков. 

Этап 3. Спроектировать дизайн образовательного решения. Нужно создать, реализовать, протестировать и «докрутить» до нужного уровня образовательное решение. Для этого привлекаются внутренние и внешние эксперты в зависимости от содержания программы. Также важно определить, будет ли обучение индивидуальным или групповым. 

В нашем случае архитектура программы развития кадрового резерва получилась трехмодульной, причем каждый модуль длился четыре учебных дня. Опираясь на результаты аналитики, мы сделали акцент на образовательном решении «Системное мышление и анализ данных». Важнее всего было обучить будущих топов системному подходу к анализу проблем и работе с большими данными, развить у них способность генерировать идеи на базе аналитики, а также умение вырабатывать и выбирать альтернативные решения.  

Этап 4. Реализовать проект обучения. На этом этапе строится работа с внутренними тренерами — экспертами и руководителями компании, которые могут и хотят передавать опыт сотрудникам по принципу «лидеры учат лидеров». 

Необходимо тщательно организовать процесс и грамотно сочетать форматы онлайн- и офлайн-обучения. Сейчас многие компании возвращаются к живому общению, так как это помогает организовать взаимодействие в едином ценностном поле. Также важно выбрать правильные ИТ-инструменты, чтобы каждый участник мог видеть, чему он уже обучился, какие задания выполнил, а что еще предстоит сделать.

Этап 5. Поддержать результаты обучения и внедрить их в рабочий процесс. На этой стадии тренеры и наставники помогают сотрудникам овладевать нужными навыками, которые должны быть сразу применены в текущей работе. Люди должны четко ответить себе на вопросы: «Зачем я учусь?» и «Как учеба повлияет на мою дальнейшую работу?» Кроме этого, необходимо обеспечить постоянную обратную связь: руководитель должен спросить у прошедшего обучение сотрудника о его впечатлениях и помочь интегрировать его новые знания и навыки в работу. Мы готовим для руководителей специальные памятки, чек-листы, проводим встречи. Процесс поддержки обучения — сквозной. Руководитель, который сам прошел программу с полным погружением и которого также когда-то направляли, будет помогать своим подчиненным. 

Этап 6. Оценить эффективность обучения. Помимо оценки остаточных знаний можно использовать модель Киркпатрика — Филипса. Судя по нашему опыту, она позволяет наиболее точно оценить результаты обучения благодаря понятным и простым метрикам. Авторы методики выделили четыре уровня измерения эффективности, каждый из которых труднее предыдущего: реакция на обучение, приобретенные навыки, изменения в работе после обучения и результаты, повлиявшие на бизнес. Например, в нашей компании в качестве формата для подготовки кадрового резерва применяется проектная работа, которая позволяет измерить и оцифровать результат. Проекты связаны с годовыми целями участников, что позволяет оценить эффективность их вклада в достижение стратегических задач компании. 

Суммарный экономический эффект от проектов, разработанных участниками в процессе обучения, мы оцениваем в 911 994 208 руб. Также V-модель Киркпатрика — Филипса помогает понять, насколько правильно были выбраны инструменты обучения и расставлены акценты. 

Цель — культура самообучающейся организации 

Компания, которая заботится о своих сотрудниках, создает уникальную среду для их самореализации, стимулирует таланты к развитию. В таких условиях персонал становится более вовлеченным и проактивным. На эту же цель работают коучинг, культура открытого диалога и свободного обсуждения проблем, что дает каждому руководителю возможность заручиться поддержкой внутреннего коуча и достичь поставленных целей.