Бизнес и общество / Феномены

О пользе непубличности

О пользе непубличности

|12 ноября 2018|Виджей ГовиндараджанШиварам РаджгопалАнуп ШриваставаЛуминита Эначе

Недавно Илон Маск написал твит о том, что намерен преобразовать Tesla в частную компанию, то есть сделать так, чтобы ее акции перестали торговаться на бирже. Еще один факт: акции ряда публичных компаний в США упали почти на 50% по сравнению с пиковыми показателями 1996 года, несмотря на значительный рост совокупной рыночной капитализации. Высказывалось множество предположений о причинах этой противоречивой тенденции. Мы предлагаем новое объяснение: все дело в увеличении значимости цифровых компаний для экономики США.

Количество торгующихся на бирже компаний может сокращаться по трем причинам: 1) банкротство, неудовлетворительные результаты или закрытие компании; 2) делистинг в связи с покупкой компании или тем, что она становится частной; 3) уменьшение числа IPO. Все три фактора получили распространение в последнее время, что, по нашему мнению, связано с увеличением числа нематериальных активов и знаний в бизнес-моделях компаний.

Новые цифровые компании конкурируют с помощью знаний, стратегии и опытных специалистов, атакуя даже крупнейших лидеров рынка. Они работают по методологии lean, пользуясь облачными и интернет-технологиями, и запускают и распространяют продукты быстрее, чем компании, конкурирующие на рынке с помощью заводов, складов, товарных запасов и поставщиков. Ускоренные темпы касаются и продолжительности жизни компаний. Мы обнаружили, что она значительно сокращалась каждое десятилетие присутствия на бирже, начиная с 1960-х годов. Дальнейший анализ подтверждает, что эта тенденция связана не только с покупками компаний. Ограничив выборку компаниями, ушедшими с биржи по финансовым причинам, мы выяснили, что в этом случае уход с биржи происходит еще быстрее. Кроме того, по мере того как производство перемещается в Азию и все больше американских компаний выбирают цифровые стратегии, они все меньше нуждаются в собственном финансовом, маркетинговом, производственном, сбытовом отделах, бухгалтерии и отделе кадров. Для выполнения этих функций, в той степени, в которой они еще требуются, с помощью цифровых платформ привлекают подрядчиков. В целом цифровые стратегии и быстрое устаревание технологий ведет к росту числа банкротств среди существующих публичных компаний и не увеличивает спрос на IPO. Мы считаем, что эта тенденция — единственная крупная причина сокращения числа торгуемых на бирже компаний. Наш вывод подтверждает тот факт, что в каждом из первых трех пятилетних интервалов XXI века, 2001−2005, 2005−2010 и 2011−2015 гг. самое большое число случаев чистого делистинга, определяемого как разница между компаниями, прошедшими делистинг, и компаниями, чьи акции торгуются на бирже, пришлось на фирмы из сфер производства ПО, электроники и компьютерных технологий.

Эта тенденция в отношении цифровых компаний также сказалась на темпах слияний и поглощений, ежегодно демонстрирующих рекордные результаты. Цифровые компании ценятся за нематериальный капитал так же, как компании ХХ века ценились за землю, строения и заводы. Таким образом, успешные цифровые компании, даже демонстрируя убытки, могут быть привлекательными объектами для компаний, создающих ценность путем совмещения приобретенных нематериальных активов со своими собственными активами. Возьмем, к примеру, Yahoo и WhatsApp, купленные компаниями Verizon и Facebook за миллиарды долларов. Эти сделки становятся более выгодными с ростом преимуществ первопроходцев, развитием технологий и сетевого эффекта. Таким образом, суть преобладающей среди цифровых стартапов стратегии заключается в быстром росте и покупке другой компанией, а не в медленном и устойчивом росте, получении прибыли и выходе на IPO. Рост активности в сфере слияний и поглощений естественным образом снижает количество компаний, акции которых торгуются на бирже.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/786129

2018-11-12T01:31:16.499+03:00

Mon, 12 Nov 2018 13:53:33 GMT

О пользе непубличности

Почему не стоит волноваться из-за сокращения числа публичных компаний

Бизнес и общество / Феномены

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/8s/2lsgj/original-3dj.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия