Мастерство без вдохновенья

Мастерство без вдохновенья
|24 марта 2021| Марина Птушкина

Рецензия на книгу Олега Сироткина «Курс лекций по сценарному мастерству» Альпина нон-фикшн, 2021 и книгу Джеймса Белла «Как писать блестящие диалоги в романах и сценариях» Альпина нон-фикшн, 2021.

«Есть сочинители — их много среди нас,

Что тешатся мечтой взобраться на Парнас,

Но знайте, лишь тому, кто призван быть поэтом,

Чей гений озарен незримым горним светом,

Покорствует Пегас и внемлет Аполлон:

Ему дано взойти на неприступный трон».

Так начинается трактат Николы Буало «Поэтическое искусство» (1674), упомянуть который вовсе нелишне, чтобы доказать, насколько кардинально изменился взгляд на литературное творчество за те три с половиной века, что отделяют нас от теоретика классицизма.

Сейчас талант уже не считается обязательным условием успеха для тех, кто выбирает профессию писателя или драматурга. Любого можно научить писать хорошую прозу и крепкие сценарии. Книги, видеокурсы, вебинары, офлайн- и онлайн-школы литературного мастерства теперь в большой моде.

В издательстве «Альпина Паблишер» вышли две книги на эту тему: «Как писать блестящие диалоги в романах и сценариях» Джеймса Белла и «Противоречие. Перевертыш. Парадокс. Курс лекций по сценарному мастерству» Олега Сироткина. Оба автора — не только преподаватели писательского мастерства, но и успешные литераторы: Джеймс Белл — автор бестселлеров в жанре триллера, Сироткин создал 20 сценариев телесериалов. Обе книги написаны в форме лекций, причем за каждой главой следует практический урок. У авторов разный опыт, разные приемы преподавания, однако в главном они сходятся: литературное творчество рассматривается не как божественный дар, продукт вдохновения и таланта, а как предприятие с наработанными навыками и ноу-хау, имеющее своей главной целью финансовый успех.

Ожидаешь, что хотя бы в первой главе одной-двумя фразами будет упомянуто, что без таланта и природной склонности к сочинительству лучше и не пытаться стать писателем. Но нет ни слова, ни полслова.

В общем такой подход и понятен: книги написаны для начинающих профессионалов, для студентов, которые уже сделали свой выбор, для которых теперь главное — отточить перо, стать мастерами.

Белл строит свои уроки по принципу «writing-drills» (упражнения). Хотите создавать великолепные диалоги — тренируйтесь! Переделывайте диалог в повествование, читайте диалоги вслух, выдумывайте диалоги, отключив звук в ТВ и наблюдая за происходящим на экране и т. д.

Если можно накачать мышцы, отжимаясь от пола, то нужно ли сомневаться в том, что, упражняясь по методу Белла, можно достигнуть мастерства в написании диалогов, которые сделают роман или сценарий читабельным и увлекательным? Сироткин создал, можно сказать, фундаментальный учебник для киносценаристов, особенно для авторов телесериалов, скромно назвав свой труд курсом лекций. Три его главных постулата оригинальны и отлично запечатлеваются в памяти:

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/862025

2021-03-24T09:42:14.276+03:00

Wed, 24 Mar 2021 06:42:14 GMT

Мастерство без вдохновенья

Рецензия на книги «Курс лекций по сценарному мастерству» и «Как писать блестящие диалоги в романах и сценариях»

Бизнес и общество / Феномены

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2021/25/tkpdl/original-12bu.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия