Как рост индивидуализма в Китае отражается в именах, песнях и ценностях | Harvard Business Review Russia
Феномены

Как рост индивидуализма в Китае отражается в именах, песнях и ценностях

Си Цзоу , Хуацзянь Цай
Как рост индивидуализма в Китае отражается в именах, песнях и ценностях

За полвека в Китае произошли стремительные изменения. С 1979 по 2015 год китайский ВВП вырос с 2,7% от американского ВВП до нынешних 23,6%. Средние зарплаты увеличились вшестеро, а доля живущих за чертой бедности снизилась с 41% населения до 5%. Экономические перемены налицо, но как обстоят дела с культурными сдвигами? Мы провели три исследования, изучая такое явление, как индивидуализм.

Личное имя китайца обычно состоит из одного-двух, реже трех иероглифов. В первом исследовании мы проверяли, насколько часто для новорожденных подбирают уникальные или редкие имена. Мы использовали последнюю версию Статистического словаря частотности китайских иероглифов для оценки уникальности каждого из них. Далее, мы проводили анализ частотности слов, чтобы понять, возросла ли склонность родителей давать детям имена, состоящие из редких или уникальных иероглифов. Помещенные ниже графики показывают, как менялась частотность использования всех иероглифов за последние 50 лет. По аналогии с Гвинет Пэлтроу и Крисом Мартином, которые назвали свою дочь уникальным именем Эппл, китайские родители все чаще подыскивают нетипичные и малоизвестные иероглифы, составляя имена своих малышей.

image

Второе наблюдение основано на анализе частотности употребления слов в популярных песнях. Мы проверили по 10 самых популярных песен из рейтинга Китайского Национального радио в период с 1970 по 2010 год, а затем посчитали частность двух группы слов: местоимений первого лица единственного числа (я, мне, мое) и первого лица множественного числа (мы, нас, наш). Как показывает приведенный ниже график, местоимения единственного числа в последние четыре десятилетия употребляются с нарастающей частотой, а множественного — все реже. В восьмидесятые, пока мы росли, часто можно было услышать песни, в которых все ее послание было от лица «мы»: «Мы — цветы страны, мы — будущее страны» и т. д. Теперь таких песен почти нет.

image

Данные для последнего анализа мы позаимствовали у World Value Survey (Международное исследование ценностей). WVS — крупнейший из современных проектов по исследованию ценностей, отношений к различным аспектам повседневной жизни и религии людей в разных странах мира. Оно проводится с 1989 года и охватывает 65 стран. В первую очередь участникам задают вопрос, насколько важны для них семья, друзья, досуг, политика, работа и религия.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Сон важнее еды
Тони Шварц
Притча о птице и мудреце
Вайном Саймоном Банка» — «Альфа директором управляющим рассказанная