Как спасти свой бизнес от копирования | Harvard Business Review Russia
Тренды

Как спасти свой бизнес от копирования

Викас А. Аггарвал , Джейсон Дэвис
Как спасти свой бизнес от копирования
Фото: Unsplash/vsmilelx

В цифровой экономике часто побеждают имитаторы, которые оказываются креативнее и гибче даже самых успешных первопроходцев. Вспомните, например, Snapchat: приложение, которое позволяло выкладывать фотографии всего на 24 часа, появилось в 2011 году и быстро привлекло миллионы подростков. Facebook якобы пытался купить Snapchat, но не смог, поэтому решил просто скопировать его функционал.

В 2016 году в приложении Instagram (которое принадлежит Facebook) появились все главные функции Snapchat Stories — и под тем же самым названием. Через год Instagram превзошел Snapchat по числу активных пользователей в день (DAU) и продолжал становиться все успешнее, а темпы роста Snapchat упали. Сейчас ему все же удалось вернуть часть прежнего влияния, но этот пример показывает, что барьеры на цифровом рынке невысоки — даже среди устоявшихся платформ, которые уже приобрели значительную базу пользователей.

Чтобы защитить свои позиции, первопроходцы обычно стараются как можно активнее использовать ноу-хау, развивая обмен знаниями и сотрудничество внутри компании. Они рассчитывают, что чем эффективнее внутри компании будут распределены знания и чем лучше будет налажена командная работа, тем легче им будет сохранить лидерство. Но, как мы предположили в своей недавней исследовательской статье, таким образом можно помочь не только себе, но и конкурентам — особенно если ваше ноу-хау легко копировать и распространять. Мы назвали это эффектом утечки знаний.

Есть ли у первопроходцев хоть какая-то надежда победить имитаторов?

В нашей статье мы показали, что есть — но для этого нужны постоянные нетривиальные инновации. Сотрудники должны совмещать известную информацию в новых сочетаниях и разрабатывать новые решения. Такая стратегия поможет справиться с имитаторами и ограничить утечку знания к конкурентам — но только в том случае, если первопроходцы будут решать сложные проблемы с помощью сложных сочетаний взаимозависимых функций. Рассмотрим несколько кейсов, которые продемонстрируют этот подход на практике.

Как TikTok перехитрил Facebook

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Расставание с иллюзией вечного роста
Маршалл Фишер,  Вишал Гаур,  Клейнбергер Херб