«Cамая плохая пицца в моей жизни»: как Domino’s Pizza изобрела себя заново | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Cамая плохая пицца в моей жизни»: как Domino’s Pizza изобрела
себя заново

Как превратить обычную пиццу в инновационный продукт

Автор: Билл Тейлор

«Cамая плохая пицца в моей жизни»: как Domino’s Pizza изобрела себя заново
hbr.org

читайте также

Почему компании отказываются от аттестации персонала

Анна Тэвис,  Питер Каппелли

Новый «человек организации»

Мы не помним то, что видим каждый день

Элисон Биард

Коопетиция – новое слово в стратегии

Маркис Кабрера

Последние полтора года я проводил исследование и писал книгу о том, как организации и их лидеры могут делать выдающиеся вещи, даже если работают в самых традиционных отраслях. Необязательно быть программистом в Кремниевой долине или генетиком в биотехнологической лаборатории, чтобы внедрять потрясающие инновации и создавать огромную ценность. Вполне возможно попытаться заново осмыслить, что значит работать в потребительской банковской сфере, в области промышленных поставок или уборки офисов. И при всем при том я даже не мог себе представить, что самые потрясающие инновации, с которыми я встречусь, будут в сфере доставки пиццы.

Несколько недель назад я провел целый день в Детройте на конференции CEO, организованной Business Leaders for Michigan, ассоциацией самых больших компаний штата Мичиган. Первым выступающим был Патрик Дойл, гендиректор корпорации Domino’s Pizza, чья штаб-квартира расположена неподалеку, в городе Энн Арбор. Я не знал, чего ожидать, кроме перепевов о самых популярных начинках для пиццы, но услышанное мной оказалось убедительным уроком о радикальных, глубоких изменениях в традиционном, годами не меняющемся бизнесе. Речь Дойла называлась «Как трансформировать традиционную компанию в высокотехнологичную, гибкую, подрывающую рынок машину» и она произвела фурор.

Масштаб изменений в Domino’s поразителен. Дойл стал гендиректором в 2010 году, после нескольких неудачных лет, когда компания росла медленно, а цены на ее акции застопорились на смехотворной цифре $8,76 за штуку. Сегодня Domino’s — вторая по величине сеть пиццерий в мире, располагающая 12500 филиалами в более чем 80 странах и ценой акций около $160 за штуку. Она преобразилась из объекта ночных шуток в одно из лучших вложений на бирже.

Как же Дойл и его коллеги внедрили такое количество изменений за столь короткий срок? Во-первых, они напомнили себе о том, в каком бизнесе работают. Domino’s занимается не просто производством пиццы, но, как подчеркивает гендиректор компании, ее доставкой, что означает высокую технологичность. «Мы играем на поле технологий в той же мере, что и в сфере производства пиццы», — сказал Дойл нам, объясняя, что из 800 людей, работающих в штаб-квартире, 400 заняты ПО и аналитикой. Все эти новые технологические возможности изменили способы заказа пиццы (с помощью приложения Domino’s, напрямую через Twitter и даже посылая СМС с эмодзи), отслеживание заказа и управление операциями Domino’s.

Во-вторых, объясняет Дойл, Domino’s должна была оживить свой бренд. Да, доставка — один из главных факторов. Но качество пиццы тоже имеет значение – а пицца у них была плохая. Вскоре после того, как Дойл занял должность CEO, была запущена рекламная кампания, ставшая легендарной из-за своей смелости. Она содержала комментарии фокус-групп о качестве продукции: «самая плохая пицца в моей жизни», «соус по вкусу как кетчуп», «тесто как картон». В роликах появился сам Дойл, он принял испепеляющую критику и обещал работать «денно, нощно и в выходные», чтобы улучшить ситуацию.

Вместе с сотрудниками он бился над тем, чтобы придать новый вкус как имиджу компании, так и ее продукции. Когда пицца стала заметно лучше, Дойл объявил о планах открыть Domino’s в Италии. Иначе как очень смелым этот план не назовешь! (К слову, Starbucks все еще не открыл ни одной кофейни в Италии, хотя ведутся разговоры об их открытии в 2017 году.) Используя краудсорсинг, новый CEO работал с дизайнерами автомобилей над созданием специальной машины для доставки пиццы, DXP — яркой, модно выглядящей модификации Chevrolet Spark (издание Adweek назвало его «бэтмобилем для любителей сыра») всего с одним сиденьем и печью, способной подогревать до 80 пицц.

«Транспортировка — ключевая часть нашего бизнеса», — объяснил Дойл, поэтому вполне естественно, что Domino’s создала «специально разработанный автомобиль для доставки пиццы». Компания также экспериментирует с доставкой роботами и дронами. Все эти инициативы ценны сами по себе, но очевидно, что одна из их целей — модернизация имиджа компании, создание стильного и ироничного образа в дополнение к грибам и перцу.

Я могу еще долго писать об инновациях в Domino’s, но самые важные уроки Дойла касаются образа мыслей, необходимого в организациях, которые хотят добиться великих свершений на непростых рынках. Две главные проблемы высшего менеджмента — это то, что он называет (позаимствовав понятия из поведенческой экономики) «недооценить бездействие» и «страхом потери». Если вы недооцениваете бездействие, то больше волнуетесь о том, чтобы что-то делать, чем о том, чтобы ничего не делать, поскольку результаты неправильного шага видят все, а издержки бездействия видны немногим. «Боль от потерь вдвое сильней, чем радость от побед», — утверждает Дойл, поэтому естественная наклонность человека — осторожность, даже в тех ситуациях, которые требуют творческого вмешательства.

«Лидеры, которые хотят устроить встряску, должны сжиться с мыслью, что неудача — это тоже вариант», — делает вывод Дойл. В мире гиперконкуренции и постоянного подрыва перестраховка с помощью выжидания — самое рискованное дело. Вот вам рецепт изобретения себя заново — как для хорошей пиццы, так и для больших перемен.

Об авторе: Уильям Тейлор — один из основателей журнала Fast Company.