Вашу инициативу высмеяли? Ей это только на пользу! | Harvard Business Review Russia
Коммуникации

Вашу инициативу высмеяли? Ей это только на пользу!

Эбен Харрелл
Вашу инициативу высмеяли? Ей это только на пользу!
Фото: Helena Lopes / Unsplash

Доцент Роттердамской школы менеджмента Магдалена Чолакова изучила опыт одной компании, которая прошла через серьезную трансформацию и сделала поразительное открытие: если план преобразований воспринимается как игра и над ним все подшучивают, сотрудники лучше «впрягаются» в инициативу. Вывод? Вашу инициативу высмеяли? Это ей только на пользу!

Профессор Чолакова, защищайте свою идею!

Чолакова: Я хотела понять, как организации, ступившие на путь масштабных преобразований, справляются с практически неминуемыми проблемами и сопротивлением коллектива. В этом исследовании мы с моим магистрантом Марком Гейсберсом наблюдали за тем, как приживается инициатива Vision 2020 («Видение 2020»), запущенная в 2015 году в нидерландском офисе PwC (а в этой известнейшей аудиторской и консалтинговой фирме всегда во главу угла ставилось достижение финансовых целей). В один прекрасный день, однако, сотрудникам сообщили, что в рамках нового ви́дения им, среди всего прочего, нужно «быть небезразличными» и «менять мир к лучшему». В этом есть некоторое противоречие с традициями компании, и менеджеры PwC не стали делать вид, что они его не замечают, а наоборот, начали подшучивать над новой программой. И это сработало: Vision 2020 получила поддержку сотрудников. В PwC, разумеется, использовали лучшие практики проведения изменений, но наше исследование показало, что юмор ускорил процесс адаптации.

HBR: Но почему это сработало? Ведь насмешки обычно не помогают, а вредят делу.

Что ж, объясняют работу юмора в основном так: он соединяет то, что поначалу кажется несовместимым. Сотрудники PwC долгое время работали по одному своду норм и практик — а потом вдруг получили новый. Шутки о новых веяниях помогли людям примириться с сосуществованием двух разных комплектов целей, при этом не устраняя противоречий между ними. Люди постепенно осознавали общую цель, разбираясь в противоречиях и придумывая, как их разрешить.

Вспомните, почему юмор используют в рекламе: так потребитель с большей вероятностью обратит внимание на бренд и построит с ним позитивные ассоциации. Чтобы закрепить впечатление, рекламщики публикуют объявление или показывают ролик в эфире много раз. Менеджеры тоже могут вооружиться юмором, чтобы по капле подмешивать новые ценности в корпоративную культуру. Пусть это будет весело и неспешно — и сотрудники примут новые идеи и всерьез начнут их воплощать.

Могут ли бухгалтеры быть по-настоящему остроумными?

Нидерландские, кажется, могут. На самом деле юмор и так был важной частью культуры голландского подразделения PwC. Еще до внедрения Vision 2020 сотрудники регулярно устраивали «кабаре», на которых они поднимали на смех партнеров и директоров. Эта традиция пригодилась при запуске Vision 2020. Расскажу на примере. Одна из новых заявленных целей звучит как «переосмыслить возможное». Это означало не перерождение — ведь PwC не собиралась стать, скажем, ИТ-компанией — а переосмысление ключевых ценностей. Менеджеры стали использовать этот слоган с небольшим сарказмом: «Джек, команда ценит твою попытку переосмыслить возможное, поставив слайды презентации не в том порядке, но не мог бы ты быть повнимательнее в следующий раз!»

И как же отреагировали сотрудники?

Они тоже шутили. Ирония и сарказм для многих стали безопасным способом выразить отношение к новой инициативе: недовольство или даже цинизм. Проведенные ранее исследования показали, что обнажение противоречий помогает находить им объяснения. «Наверное, нам придется “переосмыслить возможное”, чтобы справиться со всеми своими делами в конторе» — так люди выражали свою фрустрацию, когда им надо было соединить требования, вызванные к жизни Vision 2020, и свои повседневные обязанности. Выпустить пар можно было и на вечерах кабаре — ведь издавна повелось, что правду сильным мира сего можно высказывать в шуточной форме. Помните придворных шутов? Как подметила юмористка Мэри Хирш, «юмор — это резиновый меч, им можно уколоть без пролития крови».

Объектом вашего исследования стала одна инициатива по трансформации в одной компании в одной стране в одной отрасли. Как вы думаете, в других условиях результаты были бы такими же?

Отличный вопрос. Как нам поведал партнер PwC и наш коллега по исследованию Бауке Шпренгер, даже в нидерландском подразделении PwC нет единой организационной культуры. В ее подразделениях — аудиторском, налоговом и консалтинговом — работают разные типы людей. Разнообразие характеров вытекает из разнообразия клиентов, с которыми работает PwC, и сфер их деятельности. Аудитор, работающий в сфере здравоохранения, совсем не похож на консультанта по слияниям и поглощениям в секторе прямых инвестиций. Поэтому в каждом подразделении каждой страны юмор нужно выражать в разной форме. Но главное, чтобы он был.

А не станут ли менеджеры походить на Майкла Скотта из сериала «Офис» после такого совета? Будет много неудачных шуток.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Жизнь как проект
Гусинская Ирина
Быстрее молнии
Зальцхауэр Эми
Чтоб сказку сделать былью. Правила точного выполнения стратегии
Нилсон Гэри,  Мартин Карла,  Пауэрс Элизабет