Вашу инициативу высмеяли? Ей это только на пользу! | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вашу инициативу высмеяли? Ей это только
на пользу!

Если над планом преобразований все подшучивают, сотрудники лучше «впрягаются» в инициативу

Автор: Эбен Харрелл

Вашу инициативу высмеяли? Ей это только на пользу!
Фото: Helena Lopes / Unsplash

читайте также

«Важнейшая задача учителя — делать все, чтобы на уроке было не страшно и не унизительно»

Анна Натитник

Почему прогнозы ошибаются?

Александр Чулок

Взаимные услуги плохо отражаются на компаниях

Нэнси ДиТомасо

Парадокс креативности

Андре Уолтон

Доцент Роттердамской школы менеджмента Магдалена Чолакова изучила опыт одной компании, которая прошла через серьезную трансформацию и сделала поразительное открытие: если план преобразований воспринимается как игра и над ним все подшучивают, сотрудники лучше «впрягаются» в инициативу. Вывод? Вашу инициативу высмеяли? Это ей только на пользу!

Профессор Чолакова, защищайте свою идею!

Чолакова: Я хотела понять, как организации, ступившие на путь масштабных преобразований, справляются с практически неминуемыми проблемами и сопротивлением коллектива. В этом исследовании мы с моим магистрантом Марком Гейсберсом наблюдали за тем, как приживается инициатива Vision 2020 («Видение 2020»), запущенная в 2015 году в нидерландском офисе PwC (а в этой известнейшей аудиторской и консалтинговой фирме всегда во главу угла ставилось достижение финансовых целей). В один прекрасный день, однако, сотрудникам сообщили, что в рамках нового ви́дения им, среди всего прочего, нужно «быть небезразличными» и «менять мир к лучшему». В этом есть некоторое противоречие с традициями компании, и менеджеры PwC не стали делать вид, что они его не замечают, а наоборот, начали подшучивать над новой программой. И это сработало: Vision 2020 получила поддержку сотрудников. В PwC, разумеется, использовали лучшие практики проведения изменений, но наше исследование показало, что юмор ускорил процесс адаптации.

HBR: Но почему это сработало? Ведь насмешки обычно не помогают, а вредят делу.

Что ж, объясняют работу юмора в основном так: он соединяет то, что поначалу кажется несовместимым. Сотрудники PwC долгое время работали по одному своду норм и практик — а потом вдруг получили новый. Шутки о новых веяниях помогли людям примириться с сосуществованием двух разных комплектов целей, при этом не устраняя противоречий между ними. Люди постепенно осознавали общую цель, разбираясь в противоречиях и придумывая, как их разрешить.

Вспомните, почему юмор используют в рекламе: так потребитель с большей вероятностью обратит внимание на бренд и построит с ним позитивные ассоциации. Чтобы закрепить впечатление, рекламщики публикуют объявление или показывают ролик в эфире много раз. Менеджеры тоже могут вооружиться юмором, чтобы по капле подмешивать новые ценности в корпоративную культуру. Пусть это будет весело и неспешно — и сотрудники примут новые идеи и всерьез начнут их воплощать.

Могут ли бухгалтеры быть по-настоящему остроумными?

Нидерландские, кажется, могут. На самом деле юмор и так был важной частью культуры голландского подразделения PwC. Еще до внедрения Vision 2020 сотрудники регулярно устраивали «кабаре», на которых они поднимали на смех партнеров и директоров. Эта традиция пригодилась при запуске Vision 2020. Расскажу на примере. Одна из новых заявленных целей звучит как «переосмыслить возможное». Это означало не перерождение — ведь PwC не собиралась стать, скажем, ИТ-компанией — а переосмысление ключевых ценностей. Менеджеры стали использовать этот слоган с небольшим сарказмом: «Джек, команда ценит твою попытку переосмыслить возможное, поставив слайды презентации не в том порядке, но не мог бы ты быть повнимательнее в следующий раз!»

И как же отреагировали сотрудники?

Они тоже шутили. Ирония и сарказм для многих стали безопасным способом выразить отношение к новой инициативе: недовольство или даже цинизм. Проведенные ранее исследования показали, что обнажение противоречий помогает находить им объяснения. «Наверное, нам придется “переосмыслить возможное”, чтобы справиться со всеми своими делами в конторе» — так люди выражали свою фрустрацию, когда им надо было соединить требования, вызванные к жизни Vision 2020, и свои повседневные обязанности. Выпустить пар можно было и на вечерах кабаре — ведь издавна повелось, что правду сильным мира сего можно высказывать в шуточной форме. Помните придворных шутов? Как подметила юмористка Мэри Хирш, «юмор — это резиновый меч, им можно уколоть без пролития крови».

Объектом вашего исследования стала одна инициатива по трансформации в одной компании в одной стране в одной отрасли. Как вы думаете, в других условиях результаты были бы такими же?

Отличный вопрос. Как нам поведал партнер PwC и наш коллега по исследованию Бауке Шпренгер, даже в нидерландском подразделении PwC нет единой организационной культуры. В ее подразделениях — аудиторском, налоговом и консалтинговом — работают разные типы людей. Разнообразие характеров вытекает из разнообразия клиентов, с которыми работает PwC, и сфер их деятельности. Аудитор, работающий в сфере здравоохранения, совсем не похож на консультанта по слияниям и поглощениям в секторе прямых инвестиций. Поэтому в каждом подразделении каждой страны юмор нужно выражать в разной форме. Но главное, чтобы он был.

А не станут ли менеджеры походить на Майкла Скотта из сериала «Офис» после такого совета? Будет много неудачных шуток.

Да, каждый может вспомнить начальника с неловкими и тупыми шутками. Но если не получается быть остроумным, все равно можно участвовать в обмене шуточными репликами или провоцировать на юмор других. Мы не собирались исследовать юмор сам по себе. Но если вы хотите получше изучить эту тему, я советую начать с книги «Humor, Seriously» Дженнифер Аакер и Наоми Багдонас. Главное, чтобы шутки вписывались в общий стиль человека, тогда они будут казаться самобытными и естественными, а не заготовленными заранее. В общем, я думаю, руководители недооценивают юмор. Исследование показало, что он не только может поднять настроение, но и, что более важно, сломать порочный круг непродуктивных мыслей и стать триггером для более креативного решения проблем.

Насколько велика опасность, что шутка кого-то оскорбит?

Да, некоторые шутки могут быть обидными — или казаться таковыми — для представителей меньшинств и сотрудников других категорий, которых надо защищать от дискриминации. Однако мы не говорим, чтобы люди приходили на работу и устраивали стендап-шоу. Мы лишь обсуждаем, как можно пошутить о внутренних процессах компании. Шутки в PwC указывали на внутреннее противоречие того, что чопорная компания внезапно решила переключить внимание на мотивирующие и вдохновляющие идеи.

Но и в таком случае вы все же высмеиваете человека, который предложил высмеиваемую инициативу, не так ли? Как, к примеру, чувствовал себя тот, кто предложил слоган «переосмыслить возможное»?

В PwC не высмеивали саму инициативу. Скорее, то несоответствие, которое она привнесла в ежедневные занятия сотрудников. Это был безопасный и неагрессивный способ допустить факт того, что мы не должны соглашаться со всем прямо здесь и сейчас и что некоторые перемены несут в себе дискомфорт.

Хорошо, какие еще есть правила уместного использования юмора?

С юмором нужно быть осторожным — лучше, чтобы шутка была по большей части доброй, без негатива. В научных исследованиях такой вид юмора называется «аффилиативным», он противопоставляется агрессивному юмору. Представьте консультанта, которому клиент ставит препоны. Это может породить пару саркастичных комментариев вроде «мы попали в сиквел “Уловки-22”» или «Кафка был бы впечатлен этой бюрократией». Это не агрессивный юмор, который нацелен на конкретного человека и может принизить или оскорбить его. Хорошая новость в том, что эти виды шуток довольно легко различать.

Хотите услышать шутку о том, как что-то менять?

Давайте рискнем.

Меняйте без опасений, мой друг… вы получите много сдачи. [В английском change означает не только «изменение», но и «сдача, мелочь»]

Ну нет. Нет, нет, нет. Пожалуйста, не печатайте это.

Интервью брал Эбен Харрелл