«Выпьем кофе?» — «Нет, спасибо»: что делать, если вы не всегда хотите общаться | Harvard Business Review Russia
Коммуникации

«Выпьем кофе?» — «Нет, спасибо»: что делать, если вы не всегда хотите общаться

Грег МакКеон , Дженни Тайц
«Выпьем кофе?» — «Нет, спасибо»: что делать, если вы не всегда хотите общаться
Иллюстрация: HBR Staff/procurator/alxpin/Getty Images

После долгого перерыва без привычного общения, возможно, вы почувствовали, что в вас больше от интроверта, чем вы думали. Может быть, вы поняли, что предпочитаете проводить время с семьей, посвящать его своим любимым занятиям или сосредоточенно работать, вместо того чтобы собираться вместе с коллегами. Это нормально. В переходный период после пандемии COVID-19, по мере того как все больше людей вакцинируются и начинают планировать встречи и мероприятия, нам представилась уникальная возможность еще раз определить для себя, как мы тратим свое время.

Поэтому, вместо того чтобы неохотно соглашаться встретиться с кем-то или бесконечно откладывать планы по социализации, не вызывающие у вас энтузиазма, знайте, что существуют альтернативы.

Конечно, в тот момент, когда вас приглашают, легче согласиться или мягко отказаться: «Столько дел! Давай попробуем через несколько недель!» Прямо отклонить приглашение сложнее. Однако если вы испытываете чувство вины и вынуждены неохотно соглашаться на встречу, возможно, вам хотелось бы знать, как можно отказаться от нее мягко, но однозначно. Такие способы существуют. В общении часто приходится учитывать несколько иногда не согласующихся приоритетов: чего мы хотим (в данном случае отказаться от приглашения), как хотим себя при этом чувствовать и как хотим, чтобы к нам относился человек, с которым мы взаимодействуем. Хорошая новость: даже если вы отклоняете приглашение, можно сохранить самоуважение и сберечь отношения. Вот как это сделать.

Сформулируйте свои ценности, прежде чем отвечать окружающим

Вместо того чтобы автоматически вносить в свой график встречи, получая приглашения, подумайте, что вам кажется важным в этом квартале — и дальше. Если вас страшит возвращение в офис, обдумайте, насколько активно вы хотите общаться, когда снова выйдете на работу. Задайте себе несколько ключевых вопросов и постарайтесь разобраться, что вам кажется самым значимым. Что вам нравилось раньше, до начала пандемии, и чего вам не хватает из прежних времен? Что бы вам хотелось оставить в прошлом, когда вы установите новый порядок? Чувство автономности и стремление к цели не только вдохновляет, но и помогает лучше справляться с эмоциями.

Составьте план для жизни

Подумайте не только о том, что произошло за последние полтора года, но доберитесь до сути, ответив на вопрос о том, чего вы хотите. Спросите себя: если бы вам осталось жить год (что звучит не так уж неправдоподобно, учитывая, что мы пережили и сколько жизней оборвалось в последнее время), то как бы вы провели его? Работали бы больше или меньше? Если меньше, то подумайте о разных сторонах своей жизни, касающихся здоровья, семьи, отношений, карьеры, общения, духовной жизни или вклада в окружающий вас мир в целом. Затем определите конкретные намерения и цели в каждой категории. Как и в любом плане, чем точнее ваши цели, тем выше вероятность достичь их.

Затем подумайте о ценностях, которые вы хотите привнести в вашу рабочую жизнь. Спросите себя, сколько времени вы реалистично можете выделить на связанные с работой неформальные встречи — но не за счет других важных для вас областей жизни. Учитывайте не только время, но и тип общения, который кажется вам наиболее значимым и продуктивным. Например, вы хотите помочь людям, потерявшим работу, или поддержать тех, у кого нет наставника, а для этого придется иногда отказываться от рядовых обедов со знакомыми (в конце концов, существуют и другие способы поддержания отношений с коллегами — например, можно написать развернутое письмо). Возможно, вы придете к выводу, что, посвящая больше одного вечера в неделю рабочим ужинам, вы лишаете себя возможности проводить время с любимым человеком или заниматься интересным проектом. Если вы испытываете нерешительность, нарисуйте себе в помощь дерево принятия решений, прежде чем вам начнут присылать приглашения. Ваша цель не быть мизантропом, а освободить время для наиболее важных вещей в вашей жизни. Мы сегодня постоянно на связи, и если не очистить место для самого главного, «входящие» могут взять верх над нашими собственными планами.

Спросите себя: может быть, вам мешает общаться социофобия?

Планируя свое будущее, спросите себя, не мешает ли вам двигаться в желаемом направлении социальная тревожность. Вы можете испытывать неловкость, особенно если переживаете эмоциональные проблемы и думаете, что у других все хорошо. Поработайте с вашей тревожностью, если вы понимаете, что нервничаете после того, как запланировали встречу, а после нее прокручиваете в голове все, что может казаться вам неудачным. Многие люди, страдающие социальным тревожным расстройством, находят облегчение в когнитивно-поведенческой терапии.

Если вы соглашаетесь на встречу, то действительно присутствуйте на ней

Помните, что харизма во многом определяется умением быть здесь и сейчас, поэтому внимательно слушайте человека, с которым общаетесь, а не пытайтесь угадать, что он о вас думает. Ваши догадки могут быть сильно искажены, если вы испытываете социальную тревожность. Если вы чувствуете себя вымотанным, проявите сочувствие по отношению к самому себе и вспомните, что желание выглядеть безупречно может отталкивать, а небольшие оплошности и недостатки, напротив, иногда даже помогают завоевать расположение окружающих вследствие так называемого эффекта Прэтфелла.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Четыре обиды менеджера
Максим Белухин
Почему финансовые цели не мотивируют команду
Лиза Ерл Маклеод,  Элизабет Лотардо