«Он достает всех вокруг»: как перестать заражать стрессом окружающих

«Он достает всех вокруг»: как перестать заражать стрессом окружающих
19 июля 2019| Кристи Хеджес

Стресс — неприятная вещь, испытываете ли вы его сами или находитесь рядом с человеком в состоянии стресса. 80% опрошенных американцев говорят, что испытывают стресс ежедневно. Во многих организациях он кажется неотъемлемой частью культуры, даже если все и мечтают от него избавиться.

Стресс распространяется как инфекция. Мы в буквальном смысле заражаемся им. Когда мы просто наблюдаем, как кто-то рядом с нами испытывает напряжение, у нас начинает выделяться гормон стресса кортизол. Когда я провожу коуч-сессии, мои клиенты так описывают коллег, находящихся в состоянии стресса:

  • «Когда у него стресс, я стараюсь избегать его».

  • «Все знают, когда у нее неудачный день. Все написано у нее на лице».

  • «Когда он на взводе, он достает всех вокруг. Это невыносимо».

  • «Я серьезно волнуюсь за ее здоровье».

Большинство из нас думает об ущербе, который наносит стресс нам самим. Но мало кто задумывается об отрицательном влиянии собственного стресса на окружающих. И это совершенно точно отрицательно влияет на других, особенно если вы менеджер. Стресс руководителя ощущается особенно остро, так как он влияет на эмоции всей группы.

Люди избегают коллег, испытывающих стресс, защищая собственную психику. А если коллеги не хотят находиться рядом с вами, если, работая с вами, они не испытывают прилива энергии или позитивных эмоций, ваша собственная работа будет менее эффективной. В конце концов, любой предпочтет сотрудничать с людьми, которые кажутся выносливыми и устойчивыми, а не подверженными стрессу.

Чтобы ваш стресс не влиял на других (и не истощал вас), попробуйте применить следующие шаги.

Точно определите, что вызывает у вас стресс

Когда люди говорят о причинах стресса, то обычно ограничиваются общими словами вроде «моя работа», «нереалистичные сроки» или «новый начальник». Как правило, мы не углубляемся в суть происходящего, так как предпочитаем не заострять внимание на неприятных вещах. Однако невозможно решить проблему, не понимая ее истинных причин.

Попробуйте следующее: в течение месяца ведите журнал стресса. В конце каждого дня записывайте, когда вы испытывали стресс, указывая подробности конкретной ситуации и все происходящее. Поразмышляйте над следующими вопросами.

  • Какие условия вызвали у меня стресс?

  • Что в этой ситуации казалось важным?

  • Какое значение имеет для меня эта ситуация?

Одна из моих клиенток, работающая в сфере консалтинга, опробовала эту стратегию и поняла, что ее свободный подход к управлению, призванный уменьшить ее нагрузку, в действительности усугублял стресс, так как ей было хуже видно, как продвигаются проекты. Она волновалась, что в последнюю минуту все придется переделывать, если работа будет сделана неправильно, и тратила много времени, прокручивая в голове возможные сценарии. Она испытывала стресс, даже когда не выполняла работу.

Выяснив, что вызывает у вас стресс, вы сможете разработать решения по ликвидации не только его симптомов, но и причин.

Сначала измените реакцию, а затем — рабочую нагрузку

Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Ханссон в своей книге «It Doesn’t Have to be Crazy at Work» рассказывают, что повышенная рабочая нагрузка во многих организациях приветствуется, даже когда сотрудники жалуются, что переработка плохо влияет на их благополучие.

Основная целью многих из моих клиентов, испытывающих стресс, — регулирование рабочей нагрузки с помощью стратегий, позволяющих уменьшить объем работы, например, делегирования или определения стандартов. Было бы неверно считать эти стратегии бесполезными, однако часто их недостаточно. Вы можете корректировать объем работы, но он всегда будет большим.

Вместо этого задумайтесь о своем отношении к рабочей нагрузке. Чувствуете ли вы необходимость стремиться к совершенству? Склонны ли вы сомневаться в правильности своих действий? Прослеживается ли в вашей карьере тенденция всегда соглашаться в ответ на просьбы?

Наверняка вы наблюдали, как одна и та же работа с одинаковой нагрузкой у одного человека вызывает стресс, а у другого — нет. Специалист по продажам, с которой я работала, восхищалась тем, что ее коллега никогда не воспринимала отказ клиентов как личную обиду. Она говорила, что это «часть игры». В конце концов, она тоже начала пользоваться этой мантрой, когда поняла, что ей больше ничего не остается. Ее работа не изменилась, изменилось отношение к ней.

Запланируйте периоды затишья

В любой работе случаются оживленные периоды, когда лучшая стратегия — засучить рукава и ждать, пока появится свет в конце туннеля. Но когда вы работаете без передышки, трудно не впасть в уныние.

Если в вашей работе не бывает естественных перерывов, создайте восстановительные периоды сами. Их можно привязать к факторам стресса, таким как командировки или важные встречи, или запланировать с регулярными интервалами. Планируйте деятельность, помогающую расслабиться, так же тщательно (и без чувства вины), как рабочие дела.

Один из моих клиентов, чувствовавший себя совершенно обессиленным от многочисленных командировок, пересмотрел проводимое в них время так, чтобы получать вознаграждение за свой труд. Он стал выбирать отели с услугами спа и заказывать массаж — на что у него никогда не хватало времени дома. Иногда он увеличивал командировку на лишний вечер, чтобы навестить друзей, живущих неподалеку, и взял за правило не работать в самолете по пути домой. Он также перестал планировать много встреч на первый день после возвращения, чтобы у него было время наверстать упущенное.

Чтобы создать пространство спокойствия для себя, не нужно делать чего-то грандиозного. Если вы отведете хотя бы полдня в месяц на размышления, то сможете заново определить приоритеты и уменьшить стресс. Даже совсем короткие периоды спокойствия, например, прогулка в обеденный перерыв, обеспечат необходимый отдых.

Не говорите, что испытываете стресс. Расскажите лучше о том, что вы делаете, чтобы справиться с ним

Поскольку стресс преобладает на работе, мы много говорим о нем. Поделившись своими переживаниями, мы можем сразу же почувствовать себя лучше, но таким образом мы способствуем распространению культуры стресса, потому что эмоции заразны. Словами «У меня ужасный стресс» вы только усиливаете стресс у других. Кроме того, мы сильнее чувствуем то, на чем сфокусированы, то есть, говоря о стрессе, мы усиливаем его.

Это не означает, что вы не должны быть искренними. Полезнее будет рассказать кому-нибудь о том, что вы стараетесь справиться со стрессом и хотите, чтобы он меньше влиял на вас. Делясь применяемыми вами стратегиями, вы показываете другим, что бороться со стрессом — нормально и никто не обязан мириться с ним. Кроме того, вы с большей вероятностью выполните то, о чем заявите вслух.

Когда Дафни, руководитель группы лоббистов, работающей в довольно беспокойной сфере, объявила своей команде, что постарается не открывать электронную почту в выходные, чтобы отдохнуть, она обнаружила, что остальные вздохнули с облегчением, так как не должны были ей отвечать. Вся команда стала с большей осторожностью отправлять сообщения по выходным, помечая действительно срочные письма, а по понедельникам сотрудники стали выглядеть более отдохнувшими.

Учитывайте стресс в своих планах

Большинство из нас смирились со стрессом на работе, однако мы чувствуем, что он окружает нас со всех сторон. У нас даже может случаться мета-стресс — ситуация, когда мы испытываем стресс из-за стресса. Возможно, лучше считать стресс нормой и учитывать его в своих планах. Практически любая работа связана со стрессом: в любой отрасли неспокойно и редко хватает времени на все необходимое. Если это ваш случай, то как не усиливать волнения? Как сохранить собственную энергию и энергию других людей?

Мы не так беспомощны, как может показаться на первый взгляд. Напоминая себе о собственной значимости, вы можете уменьшить собственный стресс и подать пример другим. Вы можете изменить культуру и отношение к сложным ситуациям, потому что заразен не только стресс, но и спокойствие.

Об авторе. Кристи Хеджес (Kristi Hedges) — коуч, специализирующийся на коммуникациях топ-менеджмента, автор книг «The Inspiration Code: How the Best Leaders Energize People Every Day» и «The Power of Presence: Unlock Your Potential to Influence and Engage Others», президент The Hedges Company и преподаватель Института трансформационного лидерства Джорджтаунского университета.

https://hbr-russia.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/806845

2019-07-19T07:45:58.776+03:00

Fri, 19 Jul 2019 04:47:28 GMT

«Он достает всех вокруг»: как перестать заражать стрессом окружающих

Что делать, если вас окружают негативные эмоции

Карьера / Личные качества и навыки

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/5k/gf4em/original-la3.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Читать полностью

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия