«Ничего не успеваю!» | Harvard Business Review Russia
Управление временем

«Ничего не успеваю!»

Ребекка Найт
«Ничего не успеваю!»
TommL/Getty Images

Кончается рабочий день, а в вашем списке задач почти ничего не зачеркнуто. Вы чувствуете себя виноватым из-за того, что не сделали больше. Но эта эмоция неполезна и нездорова. Что вы можете с ней сделать? Как вам поступить с чувством, что вы подводите коллег, начальника, клиентов — и даже себя? Как вам научиться видеть, что вы выкладываетесь по полной? И есть ли стратегии, позволяющие разумнее обходиться с вашим бесконечным списком задач?

Что говорят эксперты

Стыд, который вы ощущаете в конце дня, из-за того, что не сделали запланированное, часто проистекает из нереалистичных ожиданий, считает Хайди Грант, директор по НИОКР в подразделении консалтинговой компании EY и автор нескольких книг (в том числе, книги «Никто меня не понимает»). «Большинство из нас слишком оптимистичны. Мы начинаем день с ожиданий и планируем переделать самые разные дела, — отмечает Грант. — Но проблема в том, что мы не вписываем наши ожидания в реальность своей повседневной работы». Поэтому в 6 часов вечера мы неизменно испытываем тревогу и чувство вины. «Когда вы смотрите на список несделанных дел, вам начинает казаться, что вы недостаточно хороши», — замечает Уитни Джонсон, коуч для руководителей и автор нескольких книг о саморазвитии (последняя из них — «Disrupt Yourself»). Джонсон, однако, подчеркивает, что вам не стоит считать себя неудачником.

Победить стыд из-за несделанной работы помогут три союзника. Первый — более разумное отношение к постепенному вычеркиванию пунктов из списка ваших дел. Второй — более умелое управление своими (и чужими) ожиданиями по поводу того, что вы на самом деле можете сделать за день. Третье — самоэмпатия на тот случай, когда вы не соответствуете этим ожиданиям. Итак, вот что нужно делать.

Переосмыслите ситуацию

Представьте, что ваш внутренний голос снова изводит вас, утверждая, что вы подводите коллег, а ваш руководитель раздосадован тем, что вы никак не можете закончить некоторые задачи. По словам Грант, в этом случае нужно распознать в этих негативных мыслях суть. Эти мысли — «история, которую вы рассказываете себе». По мнению Хайди, нет никаких предпосылок к тому, чтобы переживать из-за каких-то ситуаций. «Это не объективная истина, вы сами решаете, что виноваты в происходящем», — полагает Грант. Вместо этого вам нужно воспользоваться возможностью переосмыслить ситуацию. «Спросите себя: нельзя ли посмотреть на все это под другим углом?», — рекомендует эксперт. Вы можете, например, осознать следующее: «Сегодня я много работал(а) и делал(а) все возможное. Надеюсь, что завтра я сделаю больше, а мои коллеги, возможно, поймут меня, потому что и они тоже занятые люди».

Переоцените свою результативность

Размышления о том, какие факторы мешают вам выполнять намеченные дела, помогут признать, что временами обстоятельства бывают просто непреодолимы. «Если вы обдумаете, почему делаете не все задуманное, причиной в большинстве случаев окажется то, что вы удовлетворяли чужие потребности, — утверждает Джонсон. — Вашему клиенту, коллеге, начальнику — а может даже члену семьи — нужна была ваша помощь, и вы ее оказали». Джонсон рекомендует заменить вопрос «Чего я сегодня достиг?» вопросом «Какой вклад я сегодня внес?». Так вы сможете понять, что были более результативными, чем вам казалось раньше.

Признайте свои ограничения

По словам Грант, иногда вина из-за невыполненной работы включает в себя стыд за неспособность полностью реализовать свой потенциал. Его можно выразить словами «Если бы я работал усерднее и дольше, я добивался бы большего». Эта тревога может быть обусловлена, в частности, мифами об установке на личностный рост. Сегодня работодатели прививают сотрудникам мысль, что те всегда могут что-то делать лучше, если приложат больше усилий. Однако хотя улучшения всегда возможны, чтобы их добиться, нужна цель (не говоря уже о времени, энергии и ресурсах). Поэтому если вы почувствуете себя виноватым за то, что не достигли намеченного успеха, постарайтесь признать, что эта эмоция коренится в «нежелании признать свои ограничения», утверждает Джонсон. По ее словам, вам нужно отказаться от того, что менее важно для вас. «Никогда не объясняйте свой отказ от какого-либо дела тем, что вы не можете с ним справиться. Мотивируйте отказ тем, что оно не стоит того, чтобы вкладывать в него ваши время и энергию», — советует эксперт. Попросту говоря, не распыляйтесь по пустякам и отметайте лишнее.

Отнеситесь к своему списку дел прагматично

Вы можете не только устранить психологические последствия того, что не выполнили все дела из списка, но и научиться лучше распределять свое время. Есть много способов для этого, однако для начала попробуйте приручить ваш список дел.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Людям нужны 
отношения
Эвери Джилл,  Фурнье Сьюзан,  Виттенбрейкер Джон