Золотая середина: путь к успеху в России | Большие Идеи

・ Психология

Золотая середина: путь к успеху
в России

Чтобы добиться успеха в России и эффективно управлять подчиненными, западный менеджер должен усвоить три правила.

Авторы: Кашубская-Кимпеляйнен Екатерина , Мелецки Мартина , Фестинг Марион , Франк Франциска

Золотая середина: путь к успеху в России

читайте также

Чему могут научиться гибридные команды у консалтинговых компаний

Николас Лавгроув

Осознанность как инструмент стратегии

Джим Батчер

Месяц, который вас удивит

Дори Кларк

Как строить стратегию на основе пяти конкурентных сил

Майкл Портер

Американку Анжелу Бакстер, директора по развитию Berlitz International, направили на работу в российский филиал. Анжела знала: в России рынок развивается быстро и бизнес ведется уже не так, как раньше. Поэтому она настроилась на то, что компания, в которой ей предстояло провести три года, придерживается западных ценностей и стиля управления. «Я знала, что Москва меняется, открывается всему новому, — рассказывала она. — Здесь много международных компаний, и молодые амбициозные люди, как я себе представляла, должны были перенять западную манеру ведения бизнеса. Но я ошибалась». Со временем она поняла, чего ждут от нее российские подчиненные, и подкорректировала свой стиль управления, успешно приспособившись к новой среде. Подобных случаев сотни. Сотрудники зарубежных корпораций, приезжающие на работу в Россию, сталкиваются с такими же проблемами, что и Анжела. Ино­странные специалисты давно пришли к единому мнению: Россия — одна из самых «проблемных» стран для западных руководителей. Как управлять людьми в этой загадочной стране? Какой стиль руководства здесь ­наиболее эффективен — западный или восточный? Проникли ли в Россию западные ценности, и если да, то изменилась ли под их влиянием принятая здесь система управления людьми? Эти вопросы до сих пор не дают покоя иностранным менеджерам. Противоре­чиво на этот счет высказываются и иссле­дователи — как российские, так и зарубежные. Одни считают, что в России постепенно укореняется западный — с элементами демократии и коллегиальности — стиль руко­водства. Другие, напротив, утверждают: о переменах не может быть и речи, склонность к авторитаризму исторически присуща России и западные принципы здесь едва ли приживутся. Чтобы внести ясность в этот вопрос, компания The Amrop Hever Group, Европейская школа менеджмента ESCP-EAP, Европейская школа менеджмента и технологий ESMT и журнал «Harvard Business Review — Россия» в 2007—2008 годах провели совместное исследование и опросили 15 российских и 20 западных руководителей, работающих в Москве. Нашей основной целью было выяснить, как иностранцы справляются с управленческими проблемами в динамичной московской среде, какие факторы определяют эффективность их работы и как российские коллеги и подчиненные воспринимают их методы руководства. Проанализировав полученный материал, мы пришли к выводу: залог успеха зарубежных топ-менеджеров — в умении найти золотую середину между западным и восточным подходами к управлению. Те, кто стремится добиться желаемых результатов, должны освоить авторитарный стиль и «править» властно — но не в такой степени, как принято у русских. Кроме того, следует научиться гармонично сочетать «командное» и «человечное» руководство и мотивировать сотрудников с помощью контроля и поощрения. Как мы выяснили, важную роль в судьбе западного менеджера играют и специалисты отдела персонала: они должны оказывать ему всестороннюю помощь и поддержку — причем как до его отъезда, так и во время работы в России.

Равнение на синергию

В 1994—1997 годах в рамках проекта GLOBE («Прог­рамма по изучению глобального лидерства и эффективности организационного поведения») было проведено масштабное международное исследование профессиональных ценностей и стилей управления — тогда было опрошено более 17 тысяч руководителей из 62 стран. Анализируя динамично развивающуюся российскую среду, исследователи GLOBE сравнивали данные о текущей ситуации («что есть») с ожиданиями людей и их представлениями о будущем («как должно быть»). В результате ученые заключили, что для России, в отличие от западных стран, характерна существенная дистанция власти («расстояние» между людьми разных статусов в той или иной социальной системе, например, между начальником и подчиненным). Это означает, что русские воспринимают как данность неравномерное распределение власти и полномочий в компаниях и обществе в целом. В то же время российские менеджеры выразили надежду на то, что со временем эта дистанция сократится. Что касается «человечности», в частности, таких качеств, как справедливость и внимание к окружающим, респонденты признали, что обладают ими куда в меньшей степени, чем хотелось бы. То есть в долгосрочной перспективе россияне нацелены на сокращение дистанции власти и развитие «человечности». Получается, что результаты этого опро­са свидетельст­вуют о постепенной смене ценностных ориентиров (см. врезку «Реальность и ожидания»). В своем исследовании мы также не обошли вниманием этот аспект: рассматривая удачные стратегии руководства иностранных менеджеров, мы пытались понять, какое влияние оказали на них стремительные перемены, происходящие в российском обществе. Более того, мы не только выявили отличия западной культурной среды от российской, но и рассмотрели разницу в методах управления и изучили советы менеджеров, имеющих богатый опыт работы на Западе и в России. Все наши респонденты в один голос говорили о том, что залог успеха зарубежного руководителя — в умении находить золотую середину между западным и россий­ским стилями управления. «Я думаю, здесь надо сочетать русские и западные методы, — заявил один из руководителей-иностранцев. — Людям нужен сильный лидер, который будет их направлять, но они хотят и большей свободы, которая есть в западных компаниях». Самые талантливые западные менеджеры осваивали некоторые традиционные российские технологии управления и в то же время привносили нечто свое, типичное для Запада. Местные сотрудники горячо одобряли эти новые методы, считая, что они способст­вуют созданию здоровой атмосферы в коллективе и помогают лучше работать. Как оказалось, грамотное применение наиболее ценных элементов двух разных управленческих методик дает гораздо больший эффект, чем попытки внедрить зарубежные технологии в новых условиях. Так какие же управленческие приемы особенно ценят представители столь разных культур? Большинство ­опрошенных указало на две ключевые характеристики типично русского стиля руководства: внимание к людям и авторитаризм. В России человек, будь то начальник или подчиненный, — это личность, требующая к себе искреннего внимания и интереса. Кроме того, люди здесь предпочитают получать четкие указания и подсознательно рассчитывают на постоянный присмотр вышестоящих. На Западе к такому не при­выкли — там предпочитают коллегиальность. У обоих стилей есть свои плюсы и минусы. В то время как одни иностранные приемы неплохо приживаются на чужой почве и находят отклик в душах подчиненных, другие вызывают лишь отторжение. В следующей части статьи мы рассмотрим сильные и слабые стороны российского и западного стилей управления, определим, как их сочетать, и проиллюст­рируем наши выводы высказываниями западных менеджеров, работающих в России.

Три шага к успеху

Говоря о преимуществах авторитарного стиля управления, опрошенные нами российские специалисты отмечали четкую постановку задач и в какой-то степени освобождение исполнителя от ответственности. Среди недостатков этого метода они называли непредсказуемость поведения начальника и зависимость от его настроения. В такой ситуации большую роль играют личные связи, в компании нередко процветает кумовство, а возможности карьерного роста с трудом различимы. Из особенностей западного стиля управления российские сотрудники особо выделили высокую степень формализации. Почти все говорили, что в зарубежных компаниях работается лучше: там более приятная атмосфера, а правила, которые регулируют разнообразные ситуации, сводят к минимуму возможность «неуставных отношений» вроде кумовства. Именно поэтому западные принципы управления в основном оценивались как более справедливые. Кроме того, россияне считают, что в иностранных корпорациях отношения между людьми более теплые и доверительные. А что касается перспектив роста, то там они вполне понятны, а это очень важно для мотивации. Вот как один из наших респондентов описал своего начальника-иностранца: «Его личные симпатии и антипатии никак не проявляются. В основном он судит о людях по их делам. И не важно, нравится ему кто-то или нет». И все же в западной манере управления российские сотрудники видят не только плюсы. Одни считают, что их работа чересчур усложняется из-за нечеткого распределения обязанностей, а другие утверждают, что перегружены, в частности, из-за того, что им постоянно приходится проводить совещания с подчиненными. Опрошенные нами экспаты в целом согласны с этим. Равноправие, по их мнению, с трудом приживается на российской почве — авторитарный стиль как был, так и остается здесь самым эффективным. «Если какие-то обязанности сотрудников не расписаны в договоре, они чувствуют себя неуверенно — не потому, что не хотят работать, просто они не понимают, должны они их выполнять или нет» — такую мысль высказывали многие экспаты. Как показало наше исследование, чтобы умело управлять российскими подчиненными, необходимо действовать более жестко, чем принято на Западе, тщательно контролировать людей, распределять и фиксировать все их задачи и обязанности. Вместе с тем руководителю стоило бы проявлять искреннюю заинтересованность в жизни сотрудников (см. врезку «Синергия управленческих стилей»). Умело сочетая российские и западные методы управ­ления, можно соответствовать ожиданиям как начальников, так и подчиненных, принадлежащих к разным культурам. Однако, как бы заманчиво это ни звучало, менять профессиональные привычки и стиль поведения очень трудно. Ведь иностранные руководители годами оттачивали свои управленческие приемы на родине, и было бы странно, если бы они считали их неэффективными. Для большинства экспатов авторитаризм неприемлем — почти все опрошенные заявили, что он противоречит их ценностям. Не менее странной кажется им и необходимость демонстрировать хорошее отношение к сотрудникам и интересоваться их личными делами. А требование тщательно распределять обязанности и задания, по мнению иностранцев, лишь увеличивает их рабочую нагрузку. Западным топ-менеджерам, участвовавшим в нашем исследовании, пришлось самостоятельно искать решения, благодаря которым они стали сильными руководителями. Они наблюдали за принятыми в их окружении порядками и вырабатывали новую манеру поведения. Зачастую они шли к цели тернистым путем проб и ошибок. Пообщавшись с иностранцами, добившимися ярких успехов, мы сформулировали три ключевых правила, следуя которым можно построить карьеру вдали от родины — в России.

Руководить жестко — но не так, как русские.

Иностранцы, приехавшие на работу в Россию, должны смириться с тем, что дистанция власти здесь все еще велика, причем не только в российских, но и в международных компаниях. Поэтому им просто необходимо освоить хотя бы некоторые черты авторитарного стиля. Один западный менеджер поделился с нами таким наблюдением: «В России очень уважают начальника. У него обязательно должен быть отдельный кабинет — а там особое кресло, как правило, кожаное, и большой письменный стол. Это до сих пор очень важно». Авторитарный стиль принят кое-где и на Западе, но это не идет ни в какое сравнение с тем, как он проявляется в России (один из респондентов, говоря о российских компаниях, произнес даже слово «диктатура»). Здесь начальник должен давать четкие команды, указывать сотрудникам, что и как делать. Иностранцев это смущает, они сетуют на отсутствие равноправия и усложненную процедуру взаимодействия. Россияне же, напротив, считают, что так и нужно. «Я думаю, ей [иностранному руководителю] следует быть построже, — сказал один из участников опроса. — С русскими нужно быть очень требовательной». Когда мы выясняли у западных менеджеров, зачем они приехали в Россию, то получали удивительный ответ: чтобы содействовать «свержению» ­авторитаризма и переходу к демократии и равноправию. «Главная задача экспатов — разрушить диктаторский стиль руководства, подключить людей к управлению бизнесом», — говорят они. Если именно в этом, хотя бы отчасти, видят свое предназначение иностранные топ-менеджеры, как это соотносится с необходимостью перенять авторитарный стиль управления? Дело в том, что мы не имеем в виду авторитаризм в чистом виде, — он не пришелся бы по душе ни русским, ни иностранцам. Многие российские сотрудники открыто высказывались за коллегиальность и «человечность» — черты, присущие западному управленческому стилю. Зарубежные руководители, по их мнению, тем и хороши, что умеют делегировать полномочия и предоставляют подчиненным куда больше свободы действий и возможностей для самостоятельных решений. Значит, задача западного менеджера не в том, чтобы «перещеголять» русских управленцев, а в том, чтобы найти свой путь: сформулировать новые правила управления коллективом и постепенно внедрить их у себя в компании. Несколько русских сотрудников, например, хвалили своего иностранного руководителя за способность, с одной стороны, быть властным, а с другой — делать ставку на коллегиальность: «…Он умело владеет разными управленческими стилями. Когда нужно, проявляет настойчивость и упорно стоит на своем. Но в то же время он всегда подключает сотрудников к принятию решений, выслушивает их и, мне кажется, по-настоящему интересуется их мнением. Когда кто-то убедительно, скажем с цифрами в руках, отстаивает свою точку зрения, он может признать его правоту и встать на его позицию. И это замечательно». Когда начальник отказывается от диктата и держит себя более демократично, сотрудники меняются на глазах. Один из руководителей-иностранцев рассказывал нам: «Как только они начнут вам доверять, вы сразу это почувствуете. Иногда — что, конечно, зря — они даже забывают о личной жизни. Ради вас и ради компании они готовы трудиться не покладая рук. За это я и люблю Россию». Проанализировав все интервью, мы пришли к выводу, что западные топ-менеджеры должны идти «срединным путем». То есть им нужно быть более жесткими и требовательными, чем они привыкли, но в то же время — постепенно, год за годом, привносить в свой стиль управления демократические черты и развивать коллегиальность. И даже если русские и иностранцы будут по-разному оценивать происходящие перемены (нередко иностранцу кажется, что он превратился в настоящего диктатора, а его российские подчиненные при этом чувствуют себя более свободно, чем обычно), такой принцип безусловно себя оправдает.

Проявлять властность и внимание к людям.

Иностранцы, которые слишком однобоко понимают авторитаризм, рискуют натолкнуться на полное неприятие со стороны русских. Они приезжают в Россию, самоуверенные, высокомерные, и начинают всем указывать, как и что делать. Особенности и обычаи страны их не интересуют: ведь они и так все знают лучше всех. «Вы меня пригласили, чтобы я приехал и рассказал вам, дуракам, как надо работать, — думают они. — Вы-то сами ничего не умеете. А я крутой специалист, и за это мне платят бешеные деньги». Такой руководитель заранее обречен на поражение — хотя бы потому, что недооценивает роль личных отношений в бизнесе. А в России это один из ключей к успеху. «Очень важно, какие отношения у тебя с коллегами и кто твой начальник, — поделился с нами своими наблюдениями менеджер-экспат. — Здесь все тесно взаимосвязаны. И даже если руководитель недостаточно хорош или компетентен, люди все равно верны ему». Отношения в коллективе во многом зависят от того, демонст­рируют ли подчиненные преданность ­начальству ­и интересуются ли руководители делами подчиненных, хвалят ли их за работу. Со временем это понимают многие иностранные руководители: «В России нужно говорить с людьми, объяснять им, почему вы просите их сделать то-то и то-то. Это как в анекдоте. Идет крестьянка доить корову. Доит ее, доит, набирает полное ведро и уже собирается уходить. И тут корова поворачивает к ней голову и грустно спрашивает: “А поцеловать?”» Но ведь это корова, она для того и нужна, чтобы давать молоко, ее за это кормят. И все равно… Так и с российскими сотрудниками — к ним нужен особый подход, иначе у них нет стимула работать». О чем говорит этот анекдот? Если в западных странах профессиональные отношения рассматриваются как обмен качественной работы на деньги, то в России такая нацеленность на результат может демотивировать людей. Здесь к каждому нужно относиться как к личности. Поэтому, чтобы добиться от подчиненных слаженной работы, начальник должен постоянно уделять им внимание, высказывать свое мнение, хвалить их. Это подтвердили почти все респонденты. Строить отношения в коллективе нужно как по вертикали, так и по горизонтали. На эту необходимость указывали все опрошенные нами западные руководители. Кроме того, они отмечали, что люди на работе взаимодействуют очень тесно. Общение здесь не сводится к формальному празднованию дней рождения — коллеги порой обсуждают такие вопросы, о которых на Западе говорят только в узком кругу. По оценкам экспертов, между частной и деловой жизнью в России нет четкой границы — и об этом безусловно нужно помнить. Однако иностранцы часто не хотят или не могут переводить рабочие отношения на более эмоциональный уровень, и это отталкивает русских подчиненных. «Чаще всего иностранцы просто-напросто боятся личных отношений», — заметил русский респондент. Чтобы добиться успеха, экспатам следует целенаправленно над собой работать и корректировать свой стиль общения. В частности, важно выделять время для разговоров с подчиненными. Первые шаги в этом направлении могут быть очень простыми. «Прежде всего, когда приходишь утром на работу, нужно со всеми поздороваться: пожать руку мужчинам, поприветствовать женщин, но только раз в день, — советует один западный руководитель. — Не стоит вести себя как американцы, которые то и дело говорят друг другу “привет”, “как дела”. В России это смотрится ужасно глупо». Интерес к людям должен быть искренним — риторическим вопросом «как дела?» не отделаться. Личное участие нужно проявлять во всем. «Здесь часто бывают разные мероприятия: вечеринки, дни рождения — продолжает он. — И вам придется в них участвовать. В Европе, конечно, все совсем не так. В России, если вы хотите, чтобы люди пошли за вами, если вам нужна сплоченная команда, которая выдаст потрясающие результаты, нужно не только брать, но и давать». А давать можно двумя способами: проявляя непосредственное или косвенное участие в жизни сотрудников. То есть можно интересоваться людьми, разговаривать с ними, справляться про их дела, а можно демонстрировать интерес к языку и культуре их страны. Что касается языка, не важно, делаете ли вы ошибки и есть ли у вас акцент, — вы пытаетесь говорить по-русски, а это самое главное. Один респондент даже высказался в том смысле, что, если иностранный руководитель говорит с ошибками, это создает у людей самое положительное впечатление: «Я бы сказал, что небольшой акцент и немного ошибок — это даже плюс. Так все понимают: вы — иностранец. А в России иностранцев считают лучшими специалистами. Так уж исторически сложилось». Почему мы делаем такой упор на знании языка? Ведь это необходимое условие для работы во всех странах. Дело в том, что мы убеждены: для России это особенно важно. В стране, где иностранцам приходится применять жесткие методы руководства и одновременно выстраивать доверительные отношения с людьми, без языка не обойтись. Налаживая контакт с подчиненными, однако, легко угодить в ловушку. Когда руководитель с душой подходит к сотрудникам, ему становится трудно утверждать свою власть и следить за трудовой дисциплиной. «Я понял, что русские почти не разделяют деловую и личную жизнь, — предостерегает западный топ-менеджер. — Скажем, сегодня ты мило беседуешь с сотрудницей, а завтра она тебе звонит и сообщает: “Я не могу сегодня прийти на работу, у меня проблемы в семье — ну, помните, я недавно вам говорила”. И все, ловушка захлопывается». Чтобы выработать адекватную стратегию поведения, нужно время. Многие иностранцы, давно работающие в России, смиряются с тем, что без личных контактов не обойтись, и признают: из-за этого у них, как у руководителей, появляется больше моральных обязательств. Если бы необходимость тесно общаться с людьми была единственным требованием к иностранному менеджеру, проблем бы, конечно, не возникало. Разве сложно проявить интерес к сотрудникам? Трудности начинаются опять же из-за того, что начальникам приходится поддерживать дружеские отношения с подчиненными и одновременно демонстрировать власть. Вот типичная ситуация: пять минут назад руководитель сочувственно расспрашивал подчиненного о здоровье его родственника или обсуждал с ним планы на выходные, а сейчас вынужден принять неприятное для этого человека решение. Иностранцам, привыкшим к коллегиальному стилю управления, нелегко увязать вместе эти два противоположных требования. Некоторые опрошенные нами западные топ-менеджеры нашли интересное решение этой проблемы: они относятся к подчиненным как к детям, а сами играют роль отца или матери. И тогда все встает на свои места. Жесткие авторитарные методы воспринимаются как воспитательные, а интерес к коллегам — как родительская забота о любимых чадах. «Нужно выстроить в коллективе детско-родительские отношения, — говорит один из приверженцев этого принципа. — И, даже делая выговор сотрудникам, вы должны помнить: вы их любите и, если что, обязательно защитите. Именно этого от вас и ждут. Люди пойдут за вами, если вы будете учитывать их интересы, привлекать к решению разных задач, помогать им расти. Конечно, при необходимости вы будете ругать их и наказывать. Но самое главное — вы всегда будете бороться за них. Ваши подчиненные должны понимать: их интересы для вас очень важны. Учтите, когда я говорю “относиться к ним как к детям”, я не имею в виду опекать их». Размывание границы между частной и деловой жизнью также вызывает проблемы. Одна российская сотрудница, например, рассказала нам о конфликте с руководителем-иностранцем. Она отмечала в офисе свой день рождения и не стала приглашать коллегу, которого, откровенно говоря, недолюбливала. Ей казалось, что это совершенно естественно: зачем лишний раз встречаться с неприятным человеком? А вот начальник расценил ситуацию по-другому: с его точки зрения, это было чистое ребячество и признак непрофессионализма. Итак, необходимость держать дистанцию и одновременно устанавливать близкие личные отношения с сотрудниками представляет серьезную проблему для западных руководителей. Если они справятся с этой задачей, а также продемонстрируют интерес к языку и культуре России, у них появятся все шансы на успех. Мотивировать, контролируя и поощряя.

В России, как показал наш опрос, мотивировать сотрудников нужно совсем не так, как во многих других странах. Вот, например, слова одного из опрошенных нами иностранцев: «Русские — люди крайностей, у них все либо черное, либо белое. Вот немцы, например, даже если им не нравится атмосфера в коллективе, или стиль работы, или начальник, все равно будут выкладываться хотя бы на 90 процентов. А русские — только на 50. Зато, если у них есть стимул, скажем, они верят в важность своей задачи, болеют за успех компании, наслаждаются рабочей обстановкой, они выложатся на все 120 или даже 140 процентов». Выводы, которые нам удалось сделать в ходе исследования, на первый взгляд кажутся противоречивыми. Мы обнаружили, что людей нужно побуждать к работе, поощряя и одновременно более жестко, чем в других странах, контролируя их. Это объясняется опять же историческим преобладанием авторитарного стиля руководства. Если от начальника ждут четких указаний, без контроля, естественно, не обойтись. А поскольку самомотивация и авторитарная политика — вещи несовместные, фактор поощрения приобретает особую важность.

Контроль.

Если раньше в России и шагу не могли ступить без письменного приказа, то сейчас достаточно устного распоряжения. Но сути это не меняет: людьми нужно четко управлять. Иностранцам, которые привыкли наделять подчиненных широкими полномочиями, приходится туго. Они, хотя и понимают, что сотрудников необходимо контролировать, относятся к этому как к неприятной и неразумной обязанности. Западные руководители убеждены: все дело в полном отсутствии доверия — а ведь без него не обойтись, когда речь идет об инновациях и сотрудничестве. «В общем и целом уровень доверия в российских компаниях чрезвычайно низок. И, кто знает, возможно, надзор как раз затем и нужен, чтобы люди друг другу не доверяли», — предполагают некоторые опрошенные нами иностранцы. Русские сотрудники, наоборот, относятся к контролю очень спокойно. Более того, они убеждены, что это необходимый организационный инструмент. Культурно обусловленная разница в восприятии русскими и иностранцами управленческих методов проявляется не только в этом. Многие русские, например, не одобряют коллегиальный стиль руководства, в то время как западные управленцы жалуются, что им приходится тратить время на постоянный надзор за подчиненными. Иностранцы и русские мыслят по-разному — и как только западные менеджеры поймут это, им будет легче научиться более эффективно управлять подчиненными в российских условиях.

Поощрения.

Но одного контроля, как мы выяснили, недостаточно. Еще не так давно в России не было принято поощрять сотрудников ни похвалой, ни денежными вознаграждениями — и это, безусловно, сказывалось на производительности. Вот что рассказал нам один из респондентов: «Когда я только пришел в эту компанию, там было такое правило: если ты выполняешь свою работу меньше чем на 80%, тебя ­увольняют. Я понаблюдал за людьми и вычислил, что многие все время работают на 81% и ни процентом больше. И что же мы сделали? Мы привязали систему поощрения к 100%. Теперь мы увольняем не тех, кто выдает 81% или 79%, а тех, кто постоянно проседает, — и на проценты уже не обращаем никакого внимания». Если руководитель вдруг начинает действовать не так, как принято в организации, это поначалу вызывает недоумение. «Когда я поблагодарил подчиненную за работу, — вспоминает западный менеджер, — то услышал в ответ: “Первый раз за тринадцать лет мне кто-то говорит спасибо”». Опрошенные нами иностранцы, приехавшие из стран с развитой культурой «человечности», легко пользуются этим инструментом мотивации. Конечно, они не забывают и о денежном поощрении, но все же основной упор делают на такой стимул, как передача ответственности. Поскольку в России считается, что руководитель обладает практически неограниченной властью, сотрудники, наделенные хотя бы небольшими полномочиями, чувствуют собственную значимость и работают куда лучше. «Я изменил организационную структуру нашей компании — сделал ее горизонтальной. Конечно, было непросто, особенно вначале, и, чтобы люди видели, что им есть куда расти, я ввел новые должности, прибавив к ним слова вроде “младший”, “старший”, “ведущий” и так далее», — рассказал нам один иностранный топ-менеджер. Мотивационную систему в России целесообразнее выстраивать таким образом, чтобы она была ориентирована на краткосрочную, а не долгосрочную перспективу. «В России не приходится говорить о долгосрочном планировании. Люди здесь не любят думать о далеких целях. Важнее всего происходящее сегодня: если я выполню то, что должен, останусь на плаву». С этим согласны многие респонденты. Стимулы оказываются более действенными, если сулят мгновенные позитивные перемены. Пенсионное обеспечение, долгосрочные образовательные программы или «промежуточные» назначения за границей привлекают сотрудников куда меньше, чем непо­средственное продвижение по карьерной лестнице или денежные премии. И хотя ситуация меняется, многие до сих пор предпочитают краткосрочную мотивацию и бонусы. «У нас не раз бывало такое: мы хотели по­слать людей на стажировку за рубеж, но при этом требовали, чтобы они взяли на себя некие обязательства. Скажем, если ты едешь, то не меньше чем на полгода. Многие из-за этого отказывались. А все потому, что они прикидывали: “Так, меня отправляют в Гонконг, значит, придется работать шесть дней в неделю. Еще нужно будет платить за квартиру. Значит, я заработаю на пятнадцать долларов меньше. Так что, пожалуй, не поеду”. Кажется, они не понимают, зачем все это на самом деле нужно», — считает российский менеджер, директор по персоналу западной компании. Русские привыкли к четкому порядку — как в том, что касается указаний, так и в том, что связано с поощрениями. Ясные и поддающиеся измерению показатели производительности не только помогают добиться необ­ходимых результатов, но и способствуют зарождению доверия между начальником и подчиненным. А это очень важно для руководителей, которые хотят внедрять принципы коллегиальности и привлекать сотрудников к решению важных вопросов. Отдача от таких методов наверняка превзойдет все ожидания. Российские сотрудники не только образованны, но и чрезвычайно работоспособны, и, если отношения на работе у них складываются удачно, они готовы на многое.

Руководство для отдела персонала

Эффективная работа иностранного специалиста за рубежом — залог успеха всей компании. Сможет ли он отвечать за международную деятельность фирмы и способствовать ее процветанию — во многом зависит от его подготовки, особенно когда речь идет о России. И тут ключевую роль играют сотрудники отдела персонала: именно они должны тщательно подбирать кадры для заграничных офисов, проводить инструктаж и тренинги, а также помогать менеджеру заново прижиться на родине после возвращения. Устанавливая критерии отбора специалистов для работы в России, стоит воспользоваться нашими рекомендациями. Как уже отмечалось, бизнес-лидер в России должен быть авторитарным, но в то же время «человечным». А значит, что на эту роль подходит человек, терпимо относящийся ко всем неоднозначным ситуациям, а также не только обладающий профессио­нальным опытом, но и умеющий общаться с людьми. Как заметил один из опрошенных, чем ярче культурные различия между странами, тем труднее в эмоциональном и психологическом плане приходится иностранному менеджеру. Значит, представителям некоторых национальностей гораздо проще приспособиться к работе в России. «Немцы запросто могут здесь работать, ведь они — как рыцари. Если на их пути возникают преграды, они их преодолевают. Они дисциплинированны и готовы трудиться вопреки всем сложностям. Примерно как команда Германии по футболу: даже если у трех игроков будут сломаны ноги, они все равно выиграют. А вот итальянцы — совсем другое дело. У нас было несколько итальянцев в творческом отделе. Все отличные специалисты, но они не предложили ни одной стоящей идеи. Не знаю, почему. Может, здесь слишком холодно», — поделился с нами своими наблюдениями один из респондентов. Перед отъездом менеджеру следует пройти кросскультурный тренинг. Он должен научиться справляться с возможными проблемами и попытаться выработать свой особый стиль лидерства, в котором в нужных пропорциях сочетались бы человечность и авторитаризм, умение контролировать людей и четко формулировать задачи. Специалистам, выезжающим в Россию, необходимо объяснить: в отличие от западных сотрудников, русские в основном не имеют ничего против пристального надзора. Поэтому нужно овладеть различными механизмами контроля. И конечно, менеджеры должны научиться демонстрировать неподдельный интерес к подчиненным, — особенно это важно для тех, кто склонен к легкой поверхностной болтовне. Другой важный аспект предварительной подготовки — освоение языкового минимума. Русский язык очень трудный, поэтому начинать его изучение нужно заблаговременно. Постоянная поддержка понадобится западным ­управленцам и во время работы в России. Особенно это касается молодых специалистов, у которых мало опыта работы за рубежом, — им нужна будет помощь «бывалых» коллег или местных менеджеров. Как показывает наше исследование, иностранцы порой чувствуют себя неуверенно в том, что касается юридических вопросов. Больше всего недоразумений возникает, когда применяемые на практике методы не вполне соответствуют российским законам. Из-за этого в компании могут появиться серьезные проблемы. В подобных ситуациях руководителям, безусловно, нужен опытный консультант. Понадобятся им также советы, касающиеся стиля управления и распределения ролей в компании. Сотрудники отдела по работе с персоналом могут оказать неоценимую помощь западным специалистам и в плане адаптации. Для этого они должны проводить подготовительную работу с российскими ­сотрудниками: объяснять им, какие различия существуют между представителями разных культур и как их можно преодолевать. Один иностранный руководитель рассказал нам о тренинге по сплочению команды: «Мы разделили комнату, в которой находилось двадцать человек — десять русских и десять иностранцев, — на четыре части. Сторонники агрессивного маркетинга сгруппировались в одном углу, консерваторы разбрелись по трем другим. В каждой группе оказались и мест­ные, и иностранцы. И мы увидели, кто какую стратегию поддерживает. В результате все поняли: в бизнесе важна не национальность, а кое-что другое». Поскольку для успешной работы в России требуется выполнение стольких условий, иностранцам следует приезжать сюда на длительный срок. Опрошенные нами западные руководители, в целом, сошлись во мнении, что пять лет — это минимум. И международным корпорациям, безусловно, стоит это учитывать. Иностранные менеджеры, справившиеся с работой в России, приобретают бесценный опыт, который, несомненно, пригодится им в других странах. Вместе с тем наше исследование выявило, что, вернувшись из-за рубежа, менеджеры часто уходят из своих компаний. Это вызвано, в частности, ощущением неудовлетворенности, чувством, что в каком-то смысле их обманули и не оправдали их ожиданий. Когда люди приезжают на родину, они часто испытывают очередной культурный шок: все кажется чужим, ко всему приходится заново привыкать. Поэтому компании должны поддер­живать своих сотрудников и на этапе возвращения.

• • •

Наше исследование помогает понять, какой стиль лидерства иностранные руководители, работающие в России, считают самым действенным. Как оказалось, наибольшего успеха можно достичь, комбинируя элементы западного и исконно российского методов управления. И все же, какие бы рекомендации мы ни давали, идеального и единственно верного пути никто никогда не укажет. Как и в жизни, здесь все индивидуально: многое зависит от социальных норм, принятых в коллективе, особенностей корпоративной культуры, личностных данных сотрудников. Однако общее направление мы все-таки определили. Как показало еще исследование GLOBE, результаты которого были разделены на две категории: «что есть» и «как должно быть», культурные характеристики — величина непостоянная. А в динамичной российской бизнес-среде перемены происходят особенно быстро. Поэтому со временем будет интересно проследить, как изменятся методы управления иностранных руководителей в России: претерпят ли они дальнейшую вестернизацию или, наоборот, будут русифицироваться.


* Авторы выражают благодарность Джудит Айдемс из Европейской школы менеджмента ESCP-EAP и Антону Стороженко, партнеру Amrop Hever Group, за неоценимую помощь и содействие нашему исследованию.