Сарказм, самоирония и шутки для своих

Сарказм, самоирония и шутки для своих
|28 июля 2020| Брэд Биттерли Элисон Вуд Брукс

Несколько лет назад мы провели исследование, в рамках которого попросили людей помочь нам разработать рекламную кампанию для турфирмы VisitSwitzerland.ch (этой фирмы не существует, мы ее придумали). Мы разделили участников на небольшие группы и показали им фото — альпийский пейзаж с озером и горами, а также знаменитый флаг Швейцарии (белый крест на красном фоне). Затем всем был задан один вопрос: «За что вы любите Швейцарию?» Участники должны были за три минуты придумать запоминающийся ответ, а затем озвучить его перед другими группами.

Каждый раз выступление начинали двое подсадных участников — мы сами заранее написали для них ответы. Первый просто восхвалял Швейцарию: «Это красивейшая страна. От ее живописных ландшафтов захватывает дух!» Второй же попеременно озвучивал два разных текста. В половине случаев он говорил: «Альпы — идеальное место для катания на лыжах и пеших прогулок! Это потрясающе!» В остальных случаях еще и обыгрывал узнаваемый образ: «Альпы — идеальное место для катания на лыжах и пеших прогулок, а швейцарский флаг — это вообще один огромный плюс! Серьезно, это потрясающе!»

Признаем: это не самая смешная шутка в мире. Но нам она понадобилась, чтобы выяснить, может ли одна острота заметно изменить впечатление о человеке. Наше исследование дало однозначный ответ: да. Люди, слышавшие вариант с шуткой, сочли нашего подсадного участника более уверенным в себе и компетентным, чем те, перед кем он не шутил. Шутника также чаще выбирали лидером группы в ходе выполнения дополнительных заданий. Неплохая отдача от всего одной — и далеко не самой удачной — попытки продемонстрировать остроумие.

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема
Юмор считается важнейшим элементом общения, но для лидера чувство юмора кажется необязательным качеством. Некоторые лидеры прибегают к нему интуитивно — однако его стоит использовать намного шире и осмысленнее.
Преимущества
Юмор помогает завоевывать доверие людей, укреплять рабочие отношения и влиять на показатели эффективности лидера, такие как результативность подчиненных, их удовлетворенность работой, лояльность и креативность.
Баланс
Помимо преимуществ, юмор несет с собой и некоторые риски. В статье даются советы о том, как шутить уместно и избежать неудач.

Этот итог можно счесть предсказуемым: многие интуитивно понимают, насколько важную роль юмор играет в нашей жизни. Спросите коллег, какие качества они ценят в друге или романтическом партнере, — и вам наверняка расскажут о чувстве юмора, умении рассмешить или оценить шутку. Но если спросить у тех же людей, какие черты они ценят в лидере, чувство юмора вряд ли будет названо в числе самых важных. По общему представлению, для руководителей это необязательное качество.

В действительности же юмор — мощный инструмент, который некоторые из нас используют интуитивно, но многие могли бы применять осознанно. Всего один взрыв смеха — или, что еще лучше, корпоративная культура, в которой поощряется остроумие, — помогает упростить общение и сплотить коллектив. Анализ больших массивов рабочих коммуникаций показал: юмор содержится не менее чем в 10% электронных писем, а в личных разговорах лидеров шутки звучат еще чаще. Но эти цифры могут (и должны) быть больше. Исследования, проведенные нами и другими учеными, говорят о том, что юмор — важный фактор формирования и укрепления групповой иерархии, выстраивания прочных и доверительных рабочих отношений. Чувство юмора человека во многом определяет то, как мы оцениваем его уверенность в себе, компетентность, дружелюбие и открытость. Оно же влияет на важнейшие показатели эффективности лидера: результативность подчиненных, их удовлетворенность работой, лояльность, ответственность, креативность, а также психологическую безопасность в коллективе и ­желание сотрудничать в будущем.

Однако плоские, оскорбительные или неуместные шутки зачастую вредят профессиональной репутации человека, указывая на его невысокий интеллект и некомпетентность. Такой «юмор» понижает статус сотрудника, а иногда даже стоит ему работы.

В этой статье мы дадим рекомендации, как с помощью разных типов юмора стать более эффективным лидером — и не служить отрицательным примером, о котором еще долго будут рассказывать на корпоративных тренингах.

ЧУВСТВО ЮМОРА ВЛИЯЕТ НА ВАШ СТАТУС

Юмор и остроумие сложным образом связаны со статусом и властью. Те, кто в совершенстве владеет этими инструментами, быстрее поднимаются по карьерной лестнице в своем подразделении или организации. Как показал эксперимент с рекламными текстами о Швейцарии (проведенный совместно с нашим коллегой Морисом Швейцером из Уортонской школы бизнеса), остроумных людей, умеющих шутить изящно и уместно, коллеги чаще выбирают лидерами. В рамках того же проекта мы попросили людей вспомнить моменты, когда коллеге удавалось их рассмешить. Оказалось, что связь между чувством юмора и статусом столь велика, что даже сама просьба вспомнить веселый разговор с коллегой меняла восприятие его статуса респондентом.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/management/korporativnyy-opyt/834947

2020-07-28T10:52:57.412+03:00

Wed, 29 Jul 2020 06:45:22 GMT

Сарказм, самоирония и шутки для своих

Путеводитель по юмору на работе

Менеджмент / Корпоративный опыт

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/5m/pwxw2/original-xl4.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия