(Не)смешно: как юмор может помочь и навредить вашей карьере

(Не)смешно: как юмор может помочь и навредить вашей карьере
|20 августа 2020| Брэд Биттерли Элисон Вуд Брукс

Несколько лет назад мы провели исследование, в рамках которого попросили людей помочь нам разработать рекламную кампанию для турфирмы VisitSwitzerland.ch (этой фирмы не существует, мы ее придумали). Мы разделили участников на небольшие группы и показали им фото — альпийский пейзаж с озером и горами, а также знаменитый флаг Швейцарии (белый крест на красном фоне). Затем всем был задан один вопрос: «За что вы любите Швейцарию?» Участники должны были за три минуты придумать запоминающийся ответ, а затем озвучить его перед другими группами.

Каждый раз выступление начинали двое подсадных участников — мы сами заранее написали для них ответы. Первый просто восхвалял Швейцарию: «Это красивейшая страна. От ее живописных ландшафтов захватывает дух!» Второй же попеременно озвучивал два разных текста. В половине случаев он говорил: «Альпы — идеальное место для катания на лыжах и пеших прогулок! Это потрясающе!» В остальных случаях еще и обыгрывал узнаваемый образ: «Альпы — идеальное место для катания на лыжах и пеших прогулок, а швейцарский флаг — это вообще один огромный плюс! Серьезно, это потрясающе!»

Признаем: это не самая смешная шутка в мире. Но нам она понадобилась, чтобы выяснить, может ли одна острота заметно изменить впечатление о человеке. Наше исследование дало однозначный ответ: да. Люди, слышавшие вариант с шуткой, сочли нашего подсадного участника более уверенным в себе и компетентным, чем те, перед кем он не шутил. Шутника также чаще выбирали лидером группы в ходе выполнения дополнительных заданий. Неплохая отдача от всего одной — и далеко не самой удачной — попытки продемонстрировать остроумие.

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема
Юмор считается важнейшим элементом общения, но для лидера чувство юмора кажется необязательным качеством. Некоторые лидеры прибегают к нему интуитивно — однако его стоит использовать намного шире и осмысленнее.
Преимущества
Юмор помогает завоевывать доверие людей, укреплять рабочие отношения и влиять на показатели эффективности лидера, такие как результативность подчиненных, их удовлетворенность работой, лояльность и креативность.
Баланс
Помимо преимуществ, юмор несет с собой и некоторые риски. В статье даются советы о том, как шутить уместно и избежать неудач.

Этот итог можно счесть предсказуемым: многие интуитивно понимают, насколько важную роль юмор играет в нашей жизни. Спросите коллег, какие качества они ценят в друге или романтическом партнере, — и вам наверняка расскажут о чувстве юмора, умении рассмешить или оценить шутку. Но если спросить у тех же людей, какие черты они ценят в лидере, чувство юмора вряд ли будет названо в числе самых важных. По общему представлению, для руководителей это необязательное качество.

В действительности же юмор — мощный инструмент, который некоторые из нас используют интуитивно, но многие могли бы применять осознанно. Всего один взрыв смеха — или, что еще лучше, корпоративная культура, в которой поощряется остроумие, — помогает упростить общение и сплотить коллектив. Анализ больших массивов рабочих коммуникаций показал: юмор содержится не менее чем в 10% электронных писем, а в личных разговорах лидеров шутки звучат еще чаще. Но эти цифры могут (и должны) быть больше. Исследования, проведенные нами и другими учеными, говорят о том, что юмор — важный фактор формирования и укрепления групповой иерархии, выстраивания прочных и доверительных рабочих отношений. Чувство юмора человека во многом определяет то, как мы оцениваем его уверенность в себе, компетентность, дружелюбие и открытость. Оно же влияет на важнейшие показатели эффективности лидера: результативность подчиненных, их удовлетворенность работой, лояльность, ответственность, креативность, а также психологическую безопасность в коллективе и ­желание сотрудничать в будущем.

Однако плоские, оскорбительные или неуместные шутки зачастую вредят профессиональной репутации человека, указывая на его невысокий интеллект и некомпетентность. Такой «юмор» понижает статус сотрудника, а иногда даже стоит ему работы.

В этой статье мы дадим рекомендации, как с помощью разных типов юмора стать более эффективным лидером — и не служить отрицательным примером, о котором еще долго будут рассказывать на корпоративных тренингах.

ЧУВСТВО ЮМОРА ВЛИЯЕТ НА ВАШ СТАТУС

Юмор и остроумие сложным образом связаны со статусом и властью. Те, кто в совершенстве владеет этими инструментами, быстрее поднимаются по карьерной лестнице в своем подразделении или организации. Как показал эксперимент с рекламными текстами о Швейцарии (проведенный совместно с нашим коллегой Морисом Швейцером из Уортонской школы бизнеса), остроумных людей, умеющих шутить изящно и уместно, коллеги чаще выбирают лидерами. В рамках того же проекта мы попросили людей вспомнить моменты, когда коллеге удавалось их рассмешить. Оказалось, что связь между чувством юмора и статусом столь велика, что даже сама просьба вспомнить веселый разговор с коллегой меняла восприятие его статуса респондентом.

Остроумие помогает людям не только подниматься на руководящие посты, но и более эффективно руководить. Профессора Сесили Купер (Университет Майами), Тони Конг (Университет Южной Флориды) и Крейг Кроссли (Университет Центральной Флориды) выяснили, что когда руководство использует в общении с сотрудниками юмор, настроение коллектива улучшается, коммуникация упрощается, а люди становятся более ответственными: они по собственной инициативе стараются сделать рабочие процессы эффективнее. Иными словами, слыша от босса хорошие шутки, подчиненные начинают делать больше, чем предусматривают их должностные инструкции.

Почему же юмор обладает такой силой? Попытавшись разобраться, что именно заставляет нас смеяться, Калеб Уоррен (Аризонский университет) и Питер Макгроу (Университет Колорадо в Боулдере) выяснили: чаще всего комический эффект возникает, когда происходит безобидное нарушение нормы. Они провели исследование, в рамках которого участникам показывали три сценария: обычный (прыгун с шестом успешно выполнил прыжок), с сильным отклонением от нормы (прыгун ошибся и получил серьезную травму) и нечто среднее (прыгун допустил ошибку, но не был травмирован). Над третьим сценарием участники смеялись чаще, чем над первыми двумя. Исследователи сделали вывод: смешным нам кажется то, что вызывает дискомфорт, но при этом выглядит допустимым и не слишком нас пугает.

Шутки, нарушающие нашу психологическую безопасность, кажутся нам рискованными — и именно поэтому шутники представляются более уверенными в себе и авторитетными. В ходе одного исследования мы обнаружили, что даже когда шутка кажется людям неудачной, ее автора воспринимают как более уверенного в себе: ведь у него хватило смелости попытаться пошутить. А уверенному в себе человеку мы склонны приписывать высокий статус — если, конечно, у нас нет данных о его непрофессионализме. Мы также выяснили, что люди, нарушающие ожидания и нормы социально приемлемыми способами, тоже выглядят более авторитетными и даже более умными. Этот вывод соответствует общему отношению к остроумным собеседникам: мы восхищаемся их чувством юмора, которое повышает их статус в наших глазах.

Но разрушительная природа юмора делает его рискованным. Остроты, выходящие слишком далеко за рамки дозволенного, дают противоположный желаемому эффект: они вызывают недоумение. Аудитория не считает такого шутника умным и компетентным; люди думают: «Что за идиот» или «Не могу поверить, что он это сморозил». Хотя автор неприемлемой шутки все равно выглядит уверенным в себе, его безуспешные потуги вызвать смех заставляют окружающих сомневаться в его профессионализме и статусе. По сути, наши исследования указывают на то, что плохое чувство юмора обходится лидерам довольно дорого: люди начинают думать о них даже хуже, чем о тех, кто вообще никогда не шутит. Найти золотую середину нелегко, и даже профессиональных комиков нередко упрекают в том, что они перегибают палку. Здесь нужен особый навык.

КОНТЕКСТ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Общаясь с людьми, мы часто преследуем сразу несколько целей: например, четко и ясно донести информацию, произвести хорошее впечатление, урегулировать конфликт, весело провести время и т. д. Уместность и социальная приемлемость каждой из этих целей зависят от обстоятельств. Вот почему для юмора очень важен контекст. Скажем, забавную историю об ужасном сервисе в заграничном отеле можно поведать друзьям за ужином (куда вы пришли повеселиться), но вряд ли стоит рассказывать пограничнику (который ждет от вас вполне конкретной информации). Одна и та же шутка одним людям может показаться уморительно смешной, а другим — плоской (причем это могут быть и те же люди, но в другой ситуации). И хотя в целом шутки способствуют объединению людей, порой они дают обратный эффект, если аудитория видит в остротах завуалированное хвастовство или оскорбление.

Вот несколько советов, как с толком использовать юмор и не попасть впросак.

Шутки «для своих». Для понимания таких шуток нужно обладать определенной информацией, и человек со стороны, незнакомый с контекстом, не сможет их оценить. Шутки «для внутреннего употребления» чрезвычайно распространены: по нашим данным, почти каждый слышал их или рассказывал сам. Но как именно внутренние разговоры — и в частности, юмор — влияют на взаимодействие в коллективе?

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/management/korporativnyy-opyt/834947

2020-08-20T10:52:57.000+03:00

Thu, 20 Aug 2020 12:18:45 GMT

(Не)смешно: как юмор может помочь и навредить вашей карьере

Путеводитель по юмору на работе

Менеджмент / Корпоративный опыт

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/5m/pwxw2/original-xl4.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия