Время покупать: что нужно знать о сделках во время кризиса | Harvard Business Review Russia
Корпоративный опыт

Время покупать: что нужно знать о сделках во время кризиса

Брайан Солсберг
Время покупать: что нужно знать о сделках во время кризиса
FredFroese/Getty Images

Большинство компаний, оценивая влияние кризиса, вызванного COVID-19, и планируя дальнейшие шаги, могут увидеть возможность совершить несколько желанных приобретений.

Бизнес анализирует (или должен анализировать) свои списки потенциальных объектов поглощения. И нужно быть готовыми действовать, поскольку есть вероятность, что размеры премий на рынке снизятся, а активы, которые компаниям до сих пор не хотелось продавать, окажутся доступными для покупки.

Но если можно судить по прошлому опыту, возможность для слияний и поглощений на максимально выгодных условиях будет существовать относительно недолго.

Учимся на опыте мирового финансового кризиса

Ситуация, сложившаяся в связи с мировым финансовым кризисом конца 2007 — начала 2009 года, показывает, что компании, совершившие существенные поглощения во время экономического спада, показывают более высокие результаты в сравнении с теми, которые этого не сделали.

Есть некоторые оговорки. Мировой финансовый кризис был, как видно из его названия, кризисом финансовым и фактически не вышел за пределы таких отраслей, как финансовые услуги и недвижимость. Правительствам пришлось оказывать помощь банкам, так как многие компании оказались перегружены долгами. Потребители разорялись, потому что цена жилья резко упала, и в какой-то момент некоторые заемщики оказались должны банку больше, чем стоила их заложенная по ипотеке недвижимость.

В 2020 году оказалась парализована почти вся сфера обслуживания, и безработица достигла гораздо более высокого уровня. Кризис, вызванный COVID-19, прежде всего, медицинский, и, вероятно, именно динамика заболеваемости будет ключевым фактором, определяющим продолжительность спада, а значит и параметры оптимального окна для слияний и поглощений. И все же мировой финансовый кризис — наиболее показательный современный пример, который нам следует рассмотреть, чтобы понять, как будет выглядеть восстановление экономики с точки зрения слияний и поглощений.

В сегменте сделок подъем, начавшийся в 2009 году, был явственно U-образным: понадобилось более пяти лет, чтобы объем сделок дорос до среднего докризисного уровня, а сумма сделок до конца так и не восстановилась.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Культура обратной связи
Павел Безручко
Сначала тест, потом интервью
Бейтсон Джон,  Вирц Йохан,  Берк Юджин,  Вон Карли
Мы или она!
Елена Евграфова