Менеджмент / Корпоративный опыт

Контекст имеет значение

Контекст имеет значение

|29 сентября 2014|Ханна Тарун

Спустя три десятилетия исследований и экспериментов в сфере управления мы только-только начинаем понимать, что бывают методы универсальные, а бывают узкоспециализированные, которые подходят только конкретным рынкам или культурам.

image

image

Кем бы мы ни были, практиками или ­теоретиками, мы изучаем бизнес, чтобы лучше понимать, как он функционирует, и, формализуя наши знания, распутываем самые разные управленческие ­головоломки. Поэтому мы учимся в бизнес- школах, пишем кейсы, создаем аналитические ­модели. И поэтому читаем HBR. Я убежден, что моя работа очень важна: всю свою профессиональную жизнь я изучаю бизнес — как он устроен в разных странах мира. И вывод, к которому я пришел, возможно, вас удивит: нельзя везде и всюду управлять бизнесом одинаково. Сколько бы мы ни уговаривали себя, что это не так, но это так. Есть, конечно, идеи, с которыми согласятся если не все, то большинство. Например, что создавать стоимость и мотивировать людей — это главная задача управленца. Но стоит копнуть глубже, и вы увидите, что все по-разному представляют себе, что такое стоимость и как мотивировать людей. А все потому, что в разных местах очень разные условия — речь идет об особенностях не только экономического, но и институционального характера, о специфике географического местоположения и климата, образовательных норм, языка, культуры, — и привести все эти различия в систему совсем не просто. Раньше теоретики менеджмента считали, что, например, лучшие способы организации производства вполне известны и освоены и надо лишь чуть корректировать их с учетом местного колорита. Оказывается же, что чаще их надо радикально переделывать — не потому, что методы нехороши, а потому, что все происходящее вокруг изменяет их и сказывается на их эффективности. Не то чтобы мы не замечали этого — вовсе нет. Бизнес-школы все чаще предлагают студентам возможность поработать за рубежом и освоить иной опыт. В Гарвардской школе бизнеса международные исследования — обязательная часть учебного процесса, и мы теперь ненадолго отправляем студентов первого года обучения по программе МВА за границу, чтобы они своими глазами увидели, как работает местный бизнес. Тем не менее я вижу снова и снова, что люди заблуждаются, считая, будто они-то понимают, как преуспеть в других странах. Среда, контекст, местные условия — фактор очень весомый. Об этом знают и социологи, и, конечно, мои коллеги, которые изучают методы управления, но менеджеры уделяют ему мало внимания. У них есть надежные аналитические инструменты, но как их применять — вот вопрос. Тут нужен контекстуальный интеллект: способность понимать, где и в каких пределах применимы наши знания, и адаптировать их к новым условиям, не похожим на те, в которых они были получены (термин «контекстуальный интеллект» в научной литературе употребляется с середины 1980-х). Покуда мы не разовьем в себе этот интеллект, доля провальных международных проектов будет высокой, эксперименты, которые идут в разных странах мира, нас мало чему научат, а мечты о стабильном экономическом росте всего мира так и останутся мечтами.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:
Подпишитесь, чтобы иметь доступ ко всем материалам hbr‑russia.ru:

https://hbr-russia.ru/management/korporativnyy-opyt/a14614

2014-09-29T04:00:00.000+04:00

Tue, 10 Apr 2018 21:23:04 GMT

Контекст имеет значение

Нельзя управлять бизнесом везде одинаково, слишком разные в разных странах условия — речь идет об особенностях не только экономического, но и институционального характера, о специфике географического местоположения и климата, образовательных норм, языка, культуры, — и привести все эти различия в систему непросто.

Менеджмент / Корпоративный опыт

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/2s/w5pjd/original-15oe.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия



Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия