Ваш проект может казаться выгодным. Но есть ли у него цель? | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ваш проект может казаться выгодным. Но есть ли у
него цель?

Почему экономического обоснования идей недостаточно

Автор: Антонио Ньето-Родригес

Ваш проект может казаться выгодным. Но есть ли у него цель?
Фото: Anthony Lee/Getty Images

читайте также

Чувство долга vs работа мечты

Владимир Рувинский

Что делать, когда не можешь справиться со стрессом?

Шрини Пиллей

Венчурному капиталисту

Смена пола без отрыва от работы

Дженника Уебстер,  Катина Сойер,  Кристиан Торогуд

В январе 1957 года жюри международного конкурса проектов из четырех прославленных архитекторов единогласно выбрало идею Йорна Утзона. Предложение датского архитектора построить большой концертный зал, который называли «очень оригинальным и творческим решением», было отобрано из 230 заявок, полученных из более чем 30 стран. Проект имел очень хорошее экономическое обоснование и был одобрен. Его предварительный бюджет составил $8 млн, а строительство должно было занять четыре года.

Однако вскоре выяснилось, что первоначальные сроки нереалистичны. Проект Утзона был недостаточно точным и подробным, и инженеры не смогли приступить к реализации первого этапа в начале 1959 года, как планировалось. Сложность дизайна существенно повысила затраты на строительство. Сроки были нарушены, бюджет продолжал расти, а объем работ со временем только увеличивался, а не уменьшался.

В конце концов срок реализации проекта увеличился на десять лет (строительство заняло 14 лет), а его бюджет вырос на 1300%. За счет государственной лотереи удалось покрыть большую часть перерасхода средств в размере $95 млн, а оставшуюся сумму перенаправили из других статей государственных расходов.

Если рассуждать, руководствуясь логикой управления проектами, то можно задаться вопросом: не следовало ли уменьшить масштаб проекта или остановить его после стольких задержек и превышения бюджета, ведь с точки зрения первоначального экономического обоснования проект оказался полной катастрофой?

Проект, о котором идет речь, — это Сиднейский оперный театр, символ города и Австралии, одно из самых узнаваемых архитектурных сооружений в мире. Очевидно, что способность уложиться в бюджет и сроки и соответствовать экономическому обоснованию не единственная мера успеха.

Случай с Сиднейской оперой не уникальный: британский проект Купол тысячелетия и даже Евротоннель тоже можно назвать хорошо известными проектами, где экономическое обоснование оказалось совершенно несостоятельным, однако именно в них были реализованы преимущества, о которых авторы даже не догадывались. Со временем все эти проекты стали крайне успешными.

При оценке и приоритизации проектов экономическое обоснование — хороший начальный пункт, но его недостаточно. Необходимо понимать, как проект связан с более высокой целью. Редкая организация тратит достаточно времени, чтобы сформулировать причины, по которым следует реализовать проект. Многие просто не умеют этого делать, но овладеть таким навыком довольно легко, и именно он совершенно необходим для отбора и приоритизации лучших проектов.

Почему недостаточно экономического обоснования

Все методологии управления проектами требуют, чтобы у проектов было четко сформулированное экономическое обоснование. Для этого необходимы процесс размышлений, исследования и анализ вариантов, позволяющие как следует понять проект и оценить, стоит ли инвестировать в него. К сожалению, при составлении экономического обоснования даже такие ключевые факторы, как затраты или сроки, оцениваются авторами предвзято. Предлагать убыточное экономическое обоснование — значит идти против человеческой природы. Если человек отчаянно желает реализовать проект, он найдет способ сделать так, чтобы экономическое обоснование преодолело препятствия в организации и представит цифры в максимально положительном свете.

В исследовании, посвященном успешности проектов, которое я проводил, работая в компании PricewaterhouseCoopers, мы рассмотрели 10 640 проектов 200 компаний из 30 стран и разных отраслей и обнаружили, что всего 2,5% компаний успешно завершили 100% проектов, а экономическое обоснование во многих случаях было слишком оптимистичным и опиралось на неверные предположения.

Цель способствует вовлеченности и более высоким показателям

Если одного экономического обоснования недостаточно, почему важно понимание цели проекта? Для начала это может помочь лидерам решить, имеет ли проект стратегический смысл. Не каждое предложение с положительным экономическим обоснованием можно осуществить, и понимание цели проекта помогает увидеть, соответствует ли он нашим стратегическим задачам. Но, пожалуй, еще важнее для успеха проекта то, что цель является ключевым фактором, способствующим вовлечению членов команды и организации в целом и их мотивации поддержать проект.

Многие проекты имеют долгосрочные, технические или направленные на результат цели: выпуск нового программного обеспечения, новой платформы, планы экспансии, новый набор корпоративных ценностей, реорганизация или цифровая трансформация. В других используются финансовые цели — например, рентабельность инвестиций 10%. Остерегайтесь таких слишком сложных целей и целей, выраженных числами: они не вызывают энтузиазма.

Лучше внедрить цель в основание проекта. Эффективная цель отражает важность, которую люди придают работе над проектом, и раскрывает фундаментальную причину его существования. Она пробуждает внутреннюю мотивацию и указывает на глубинные причины реализации проекта помимо зарабатывания денег.

Согласно данным EY Beacon Institute, компании, имеющие цель, в 2,5 раза лучше справляются с развитием инноваций и трансформацией, чем другие. А в Deloitte считают, что в среднем эти компании получают на 30% больше дохода за счет инноваций, внедренных годом ранее. Эту статистику подкрепляет мой опыт руководителя: проекты с более высокой целью имеют гораздо больше шанса на успех, чем те, что не вдохновляют людей. Люди обладают невероятными возможностями, и лучшие лидеры знают, что путь к этим возможностям лежит через сердце, а не через результаты или ROI. Когда проект, над которым они работают, согласуется с их внутренней целью и интересами, они могут достичь выдающихся результатов. И наоборот, отсутствие цели или интереса к проекту может быстро распространиться с одного члена команды на всех остальных.

Однако немногие организации знают, как сформулировать цель проекта или потратить достаточно времени на ее формулирование и определение связи со стратегией организации и, наконец, объяснить, почему он должен кого-то волновать.

Задавайте вопрос «Зачем?»

Один из способов найти цель проекта — просто спросить: «Зачем мы реализуем этот проект?» Ответив, снова спросите: «Зачем?». Обычно лидерам нужно задать этот вопрос от четырех до семи раз, чтобы добраться до сути.

Давайте рассмотрим проект по внедрению новой системы управления кадрами. Спросите большинство менеджеров о цели этого проекта, и они ответят: «Мы внедряем новую систему управления кадрами». Если они действительно скажут так, то они путают результат с целью. Результат говорит нам о том, что мы получим, реализовав проект, а не зачем мы реализуем его.

Начните задавать вопрос «Зачем?». «Зачем мы внедряем новую систему управления кадрами?» Возможно, вам ответят: «Чтобы получить лучшие сервисы для наших сотрудников». Вы перешли на более высокий уровень. Снова спросите: «Зачем нам это?» Ответ может быть таким: «Чтобы решить проблему слабой вовлеченности сотрудников». И снова: «Зачем нам повышать вовлеченность сотрудников?» «Потому что мы хотим, чтобы сотрудники были довольны, так как это приведет наш бизнес к более высоким показателям».

С помощью последовательности все более глубоких вопросов вы обнаружили цель вашего проекта по внедрению новой системы управления кадрами: сделать так, чтобы сотрудники были довольны, и улучшить показатели бизнеса.

Почувствуйте разницу. Теперь у вас есть проект, цель которого согласуется со стратегией организации и мотивирует членов команды проекта. Обнаружив цель, вы готовы задать еще два вопроса: «когда?» и «сколько?» Ответ может быть таким: «Мы повысим мотивацию наших сотрудников на 30% к следующему опросу, через шесть месяцев». Теперь у вашего проекта есть привлекательная, конкретная и измеримая цель и четкий дедлайн, что поможет вовлечь команду и стейкхолдеров гораздо более эффективным образом и сделать проект более успешным.

Если, выполнив это упражнение, вы не достигнете адекватного результата, способного мотивировать людей, тогда, вероятно, за этот проект не стоит браться.

***

Давайте напоследок снова бросим взгляд на Сиднейский оперный театр. В 1954 году, за три года до выбора предложения Утзона, премьер-министр Нового Южного Уэльса Джозеф Кахилл запустил проект с удивительной целью: «Помочь обществу стать лучше и просвещеннее». Несмотря на задержки и проблемы, заявленная цель осталась без изменений. Оперный театр был официально открыт королевой Елизаветой II 20 октября 1973 года и стал одним из наиболее посещаемых центров искусства и развлечений в мире: ежегодно его посещают 11 млн человек. По данным компании Deloitte, Сиднейский оперный театр оценивается в $4,6 млрд. Разработка экономического обоснования — трудоемкий и необходимый процесс, однако действительно привлекательным проект делает высшая цель, которая заставляет людей работать с максимальной отдачей.