Задавайте правильные вопросы | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Задавайте
правильные вопросы

Наша жизнь многогранна, и бизнес, в том числе связанный с финансовыми услугами, должен это учитывать.

Автор: Ариели Дэн

Задавайте правильные вопросы

читайте также

Как потерять ваших лучших сотрудников

Уитни Джонсон

Для биржевых трейдеров все инновации на одно лицо  

Малой Крис

Эффективные лидеры знают, кого игнорировать

Эд Батиста

Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

Андреа Ованс

Приятно думать, что мир прост и получить исчерпывающие ответы на все наши вопросы — легче легкого! Но на самом деле реальность многообразна и мы ее плохо понимаем.

Пример того, как опасно все упрощать, дает нам сфера личных финансов. Сталкиваясь с такой многоплановой материей, как деньги, мы зачастую просто закрываем глаза на проблемы.

Финансовый консультант, обеспечивающий сбалансированность вашего портфеля ценных бумаг, обычно берет за эту услугу 1% ваших активов ежегодно! Решения об инвестициях он принимает на основании ваших ответов на два вопроса: (1) «Какую часть нынешней зарплаты вы хотите получать на пенсии?»; (2) «Как вы оцениваете свою готовность к риску, скажем, по десятибалльной шкале?»

Откровенно говоря, с такой работой справится даже мартышка, если ее натренировать. И уж точно — компьютерная программа, которая, кстати, наверняка допустит гораздо меньше ошибок. Стоит ли тогда отдавать кому-то 1% активов?! Но дело даже не в этом. Я не советую вам платить консультанту главным образом потому, что в действительности ответы на выше­приведенные вопросы не помогают ему управлять вашими активами.

Чтобы убедиться в этом, я задавал эти вопросы множеству людей. Чаще всего на первый мне отвечали: 75% от нынешней зарплаты. Когда я стал выяснять, почему именно 75%, оказалось, что большинство респондентов слышали о таком правиле от финансовых консультантов или представителей СМИ. Получается порочный круг: финансовые аналитики задают клиентам вопрос, на который последние отвечают словами самих аналитиков.

Тогда я сформулировал вопрос иначе: «Как бы вы хотели жить на пенсии?»

Проанализировав ответы респондентов о том, где они хотят жить, чем заниматься и т.д., я выяснил, что на самом деле им нужно почти вдвое больше ­денег: около 135% нынешней зарплаты. (Представьте себе, сколько денег вам понадобится, если у вас появится еще девять свободных часов в день.)

Я задавал людям и второй вопрос: какими суммами они готовы ­рисковать — варь­ируя при этом показатели на крайних точках десятибалльной шкалы. Кому-то я говорил, что нижний уровень — 100% наличными, а верхний — 85% в акциях и 15% в облигациях. Кому-то — что нижний уровень определяется как 100% в облигациях, а верхний — 100% в деривативах. Как бы я ни маркировал эти точки, на нашей шкале люди выбирали показатель, близкий к пяти: незначительные отклонения были связаны с тем, как человек оценивал свою готовность рисковать — выше или ниже предполагаемого среднего уровня.

Итак, что мы имеем? Услугу, которая стоит 1% активов в год и предоставляется на основании двух практически бесполезных вопросов.

Может, хватит заниматься ерундой? Наша жизнь многогранна, и бизнес, в том числе связанный с финансовыми услугами, должен это учитывать. Но не стоит ждать быстрых перемен: новый подход сложнее нынешнего — примитивного, но обеспечивающего мгновенное вознаграждение и создающего иллюзию прогресса. Пока мы не признаемся себе в том, что плохо понимаем окружающий нас мир, мы не сформулируем нужные вопросы, не начнем искать пути постижения реальности и не получим правильных ответов. Чем лучше мы осознаем, чего именно хотим достичь, тем точнее будут наши ответы и тем скорее — пусть даже неосознанно — мы уйдем от примитивной схемы «красное — это плохо, зеленое — хорошо».