Где взять нужные кадры, если на рынке их нет | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Где взять нужные кадры, если на рынке
их нет

Почему переманивать специалистов больше не имеет смысла

Авторы: Джейк Шварц , Сет Харрис

Где взять нужные кадры, если на рынке их нет
Фото: wildpixel/Getty Images

читайте также

Куда ведут следы метаданных

Чипчейз Ян

Почему мужчины говорят неправду чаще, чем женщины

Ли Томпсон

Сам себе база данных

Уотсон Ричард

Умственный труд по рецептам Toyota

Аптон Дэвид,  Статс Бредли

В обществе растет спрос на профессии, которые появились недавно или появятся в ближайшем будущем  — в таких сферах, как дизайн пользовательских интерфейсов, компьютерная безопасность, наука о данных. Кадрам и рынкам труда в целом сложно поспевать за новыми требованиями. Опрос, недавно проведенный Всемирным экономическим форумом, показал, что почти 80% глав международных компаний обеспокоены тем, смогут ли они найти сотрудников с необходимыми навыками.

Пока в ответ на эту тенденцию работодатели ведут войну за высококлассных специалистов, стараясь их перекупить или увести друг у друга, вместо того чтобы взращивать таланты внутри компании. В постоянной гонке за кандидатами на вакантные должности многие фирмы охотно тратят миллиарды на то, чтобы нанять или переманить к себе работников, но неохотно инвестируют в обучение действующих сотрудников, равно как и новых претендентов без необходимых навыков — возможно, из страха, что новообученных специалистов мигом уведут к себе внезапно заинтересовавшиеся конкуренты. Сумма, которую тратит компания на одного сотрудника (в среднем около $1 тыс. в год), составляет лишь малую долю расходов на наем (которая, по большинству оценок, составляет около $4 тыс.). И хотя за последние пять лет общая сумма денег, потраченных работодателями на обучение сотрудников, выросла, в 2018 году крупные компании в действительности затратили меньше средств на обучение каждого отдельного сотрудника, чем годом ранее. А согласно опросу, который мы недавно провели, 70% работодателей расторгли договоры с кем-то из работников из-за введения новых технологий, либо планируют это сделать. Тем временем некоторые компании, в том числе Netflix, заходят еще дальше — они заманивают к себе работников, предлагая им суммы вдвое больше, чем те получают на текущем месте работы.

Эти цифры отражают классическую трагедию общих ресурсов, которую работодатели только усугубляют: они все дальше заплывают в море перспективных сотрудников в поисках подготовленных кандидатов, хотя могли бы помогать имеющимся сотрудникам или представителям более молодых, недостаточно обеспеченных или недопредставленных групп работников развивать навыки, нужные для работы на должностях, которые появятся в ближайшем будущем.

Надо признать, что худший кошмар многих компаний может сбыться: работодатель вложится в перспективных сотрудников, после чего воспитанные им восходящие звезды переметнутся к конкурентам. Но мы склонны верить, что если бы больше руководителей компаний изменили свое отношение к ситуации, то установился бы благоприятный круговорот: сегодняшние «доноры талантов» назавтра получили бы пользу от подготовки работников, которую обеспечили их конкуренты. К тому же исследования показывают, что сами сотрудники хотят и могут обучаться (и оставаться) в той организации, где работают сейчас.

В Сингапуре этот переход уже происходит. Правительство дает гранты, покрывающие часть стоимости обучения в компетентной организации. Эта инициатива, введенная в 2015 году, уже привела к тому, что руководители компаний стали мыслить иначе. Как заявил информационному агентству Bloomberg владелец одной из компаний в Сингапуре, «в конечном итоге наша цель — повысить уровень специалистов во всей индустрии. Поэтому мы должны мыслить шире».

В США, где экономика приближается к полной занятости, этот подход также набирает популярность. Так, страховая группа Liberty Mutual предлагает своим сотрудникам технической поддержки переквалификацию в программистов JavaScript. Компания Adobe, следуя принципу выбора между разработкой и покупкой, нанимает в отделы веб-разработки и дизайна перспективных и недооцененных рынком кандидатов, организует для них обучение и дает возможность проходить стажировку в компании, прежде чем они начнут работу на полную ставку.

Компании, которые вкладываются в сотрудников, притягивают к себе одаренных специалистов. Исследования показывают, что в наши дни сотрудники называют возможность получать образование в числе самых важных преимуществ, которые дает им компания. И хотя корпоративная лояльность сейчас низка, как никогда, а уровень мобильности сотрудников непревзойденно высок, данные все же показывают, что сотрудники, участвующие в программах развития и обучения, работают в одной организации дольше. Так, компания Discover Financial утверждает, что ей удается экономить $1,44 на каждый доллар, потраченный на возмещение сотрудникам стоимости их обучения, а для работников колл-центров, которых крайне сложно удержать в штате, эта цифра оказалась еще вдвое больше. Компания Cigna, проанализировав, насколько окупаются ее вложения в обучение сотрудников, получила схожие результаты.

Что еще более важно, инвестиции в профессиональные навыки позволяют уменьшить исторически сложившееся неравенство. Компании, которые ищут высококвалифицированных сотрудников, могут взять на себя важную социальную роль, принимая в рабочий коллектив людей из разнообразных социальных и этнических групп.

Рынок труда развивается, а значит, должны меняться и ожидания работодателей. Поиск новых перспективных сотрудников по принципу «переманить и отпустить» больше не оправдывает себя в долгосрочном периоде. Чтобы построить более устойчивую и продуктивную экономическую экосистему, мы должны больше вкладывать в воспитание специалистов, не ограничиваясь только своими частными интересами.

Об авторах

Сет Харрис (Seth Harris) — заместитель и исполняющий обязанности министра Министерства труда США в период с 2009 по 2014 год.

Джейк Шварц (Jake Schwartz) — основатель и CEO General Assembly.