Как не дать восходящей звезде погаснуть | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Как не дать восходящей звезде погаснуть

Балаш Сатмари , Брейден Кинг , Дирк Дайхман , Ян ван ден Энде
Как не дать восходящей звезде погаснуть
Фото: Westend61/Getty Images

Если бы вас спросили, почему проекты иногда оборачиваются катастрофическими провалами, то вы вряд ли сказали бы «потому что компании слишком доверяли своим лидерам, которые в прошлом добивались больших успехов». Однако наше исследование показывает: именно самые статусные менеджеры сильнее всего рискуют провалиться. Мы выявили главные причины этого риска и предлагаем несколько советов, как можно защититься от проблем такого рода.

Такую ошибку — излишнее доверие раскрученным талантам — часто допускали в Голливуде. Вспомните, например, амбициозный вестерн «Врата рая». Он стал одним из самых ожидаемых фильмов 1981 года, ведь его снял молодой режиссер Майкл Чимино. Его предыдущий фильм — «Охотник на оленей» — взял в 1978 году несколько «Оскаров», в том числе в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучшая мужская роль второго плана».

Зрители ожидали от молодого автора нового шедевра — но у Чимино получилась катастрофа. Фильм шел почти четыре часа и обошелся в $44 млн, но кассовые сборы составили лишь $3,5 млн. Критикам он тоже не понравился: прошло уже 40 лет, но его по-прежнему считают одним из худших фильмов в истории. По выражению The Guardian, «сложно даже поверить» в то, насколько он плох.

Конечно, так бывает не всегда: обычно за успехом следует новый успех. Еще со времен Евангелия от Матфея люди часто отмечали: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится». Это нередкое явление, даже в обыденной жизни. Социолог Роберт Мертон назвал его «эффектом Матфея».

В самых разных сферах, от школьного образования до фондовых бирж, эффект Матфея скорее является правилом, но иногда возникают исключения в стиле Майкла Чимино. В таких отраслях, как кинематограф или видеоигры, студии работают над отдельными проектами. Успешный проект привлекает внимание, спрос и похвалу критиков, что, в свою очередь, позволяет автору получить для следующего проекта еще больше ресурсов и кадров, и он оказывается еще лучше.

Но иногда этот принцип нарушается — и Майкл Чимино знает, как это бывает.

Эффект Матфея / история Майкла

Что, кроме везения, поможет избежать повторения истории Майкла?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили изучить сферу инновационной разработки видеоигр и провели анализ социальных сетей (кто с кем работал над какими проектами). Мы выбрали этот метод потому, что обширная социальная сеть, по мнению отраслевых специалистов, свидетельствует о статусе и престиже. Звездами все восхищаются; все хотят работать с ними и учиться у них. Если вам нужно быстро найти самого влиятельного человека на конференции, это будет тот, кого окружает самая большая толпа. Сразу понятно: такой человек многое знает и умеет. Если многие хотят поработать с человеком или получить его совет, это свидетельствует о его статусе и компетентности.

Для нашего сетевого анализа мы изучили более 4,7 тыс. проектов от крупнейших разработчиков игр. Информацию мы взяли на сайте Mobygames.com — это своеобразный аналог IMDb для игровой индустрии. Мы изучали, с кем работали сотрудники в каждой компании и с кем эти люди сотрудничали раньше. Таким образом мы нашли менеджеров с самыми обширными сетями знакомств — то есть людей с самым высоким статусом.

Для каждой из 18 компаний в нашей выборке мы составили отдельную сеть лонгитюдных социальных связей. Наконец, мы изучили финальную выборку проектов на предмет того, как статус руководителя влиял на восприятие проекта критиками и потребителями.

Наше исследование показало, что график влияния статуса имеет форму подковы. До какой-то точки популярность повышает шансы на успех, помогая выбирать проекты, искать кадры и ресурсы. Но мы увидели также, что самые успешные менеджеры рискуют намного сильнее. Слишком популярные руководители могут зайти на территорию Майкла Чимино — график идет вниз, и вероятность провала растет. Успех тоже по-прежнему возможен, но все же в правой части графика катастрофы встречаются чаще, чем на более ранних этапах карьеры.

Одна из возможных причин заключается в том, что звездам легче воплощать свои идеи: их проверяют намного менее строго, а значит, чаще есть риск пропустить неудачную идею. Иногда она даже неплоха, но спрос на руководителя-звезду слишком велик, и он не может уделять достаточно времени главному проекту. Один из наших источников, CEO компании по разработке видеоигр, рассказал, что, когда он стал звездой, ему стало сложнее концентрироваться:

«Я заметил: когда мой статус вырос, моя продуктивность упала <…> и настройки моей “антенны” изменились. Я понял, что, если мне не скажут о чем-то прямо, мне будет сложнее считывать их сигналы <…> я понимаю только явные просьбы: “Мне нужна помощь”. Раньше у меня было больше времени на то, чтобы все обдумать. Но теперь я не замечаю проблем, если о них не кричат».

Как избежать катастрофы

На основе наших наблюдений и опыта, а также интервью с экспертами мы рекомендуем принять следующие меры, чтобы защитить звезд от провала:

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Георгий Пинхасов
Анна Натитник